"Учение Маркса всесильно, потому, что оно верно", - писал в свое время В.И.Ленин в своей работе "Три источника и три составные части марксизма". И действительно многое из того, что открыл в экономике и философии великий немецкий ученый и революционер с еврейскими корнями Карл Генрих Маркс, считается большинством современных интеллектуалов непреходящими истинами, которые даже его идейные противники вынуждены сейчас признавать неоспоримыми.
Карл Ге́нрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818 года, Трир - 14 марта 1883 года, Лондон) немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель.
В гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» в 1835 г. Карл Маркс написал: Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.
Комплекс научных взглядов Маркса и его ближайшего друга и единомышленника Фридриха Энгельса, получивший в дальнейшем название «марксизм», органически включает в себя материалистическую политическую экономию, философию диалектического материализма и материалистический взгляд на развитие общества (исторический материализм).
Основным вкладом Маркса в политическую экономию был его многолетний многотомный труд «Капитал. Критика политической экономии». В «Капитале…» Маркс создал трудовую теорию стоимости (стоимость товара определяется количеством общественно необходимого времени, требуемого на его изготовление). Он также открыл содержащуюся в стоимости товара наряду со стоимостью труда рабочего так называемую «прибавочную стоимость», которую рабочий создает дополнительно и, которая идет на содержание управленцев, капиталистов, амортизацию фондов, расширение производства и создание капитала.
Как считает научный руководитель института экономики РАН Руслан Гринберг: "Его анализ общества XIX века — это лучшее исследование анатомии тогдашнего капитализма, который ужаснул Маркса. Будучи гуманистом, он смотрел на зверский, "манчестерский" капитализм и видел эксплуатацию — мужчин, женщин, детей. Он исследовал, почему это происходит, как связаны производительные силы с производственными отношениями, - Маркс считал, что они находятся в конфликте друг с другом". На тяжелое положение рабочего класса внимание Маркса обратил Ф.Энгельс, который управлял фабрикой отца в Манчестере.
Сегодня, когда новые технологии диктуют новые механизмы управления, между производительными силами и производственными отношениями по-прежнему возникают противоречия, которые ведут к всевозможным конфликтам и даже революциям.
В философии, по мнению В.И.Ленина, Карл Маркс поставил диалектический метод, разработанный немецким философом-идеалистом Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, «с головы на ноги». Там, где Гегель видел развитие «абсолютной идеи», Маркс и Энгельс увидели диалектические законы развития материального мира, человеческого общества и общественного сознания.
"Общественное бытие определяет общественное сознание", - учит нас Маркс, и никак ни наоборот, как считал Гегель. Способ производства и производственные отношения, как общественное бытие, определяют тип общественно-экономической формации, форму государства и формирует общественное сознание. Государство и государственная бюрократия с неотъемлемым аппаратом насилия: полицией, судами, тюрьмами, служит интересам того общественного класса, который занимает господствующее положение в производственных отношениях. Сочетание производственного базиса и идеологической надстройки определяет тип общественно-экономической формации: рабовладельческой, феодальной, буржуазной или социалистической.
Законы диалектики объективны, им подчиняются все существующие в окружающем мире системы, включая общественное и индивидуальное человеческое сознание. Развитие систем идет по спирали, отталкиваясь от «единства и борьбы противоположностей» (энергия движения), через «переход количественных изменений в качественные» (механизм движения) и «отрицание отрицания» (направление движения).
Познание окружающего мира также носит диалектический характер. Процесс познания окружающего мира человеческим сознанием бесконечен, но результаты его на каждом этапе познания при всей их относительности в целом объективны (И.Кант , например, считал, что есть «вещь для нас» и «вещь в себе», второе – это то, что принципиально недоступно нашему разуму). "Общественная практика - это критерий истины". Но и "Истина одновременно есть путь", - писал Карл Маркс.
Карл Маркс был прежде всего революционером. "Философы лишь различным образом объясняют окружающий мир, задача же состоит в том, чтобы его изменить", - в этом знаменитом положении Маркса заключается революционная сущность марксизма. Третьей важнейшей, революционной, составляющей марксизма является его материалистическая теория общественного развития – исторический материализм.
А вот с этого места поподробнее…
В чем Маркс был не прав.
1.
Двигателем общественного прогресса Маркс считал борьбу классов. Раб и рабовладелец, крепостной крестьянин и феодал, рабочий и капиталист, то есть экспуатируемый и эксплуататор будут всегда бороться друг с другом. Первые за улучшение условий труда, сокращение продолжительности рабочего дня (вспомним теорию прибавочной стоимости - часть рабочего времени экспуатируемый работает на себя, а часть на эксплуататора), за повышение заработной платы, за участие в управлении производством и в распределении части прибыли (в буржуазном обществе), эксплуататор - за ужесточение условий экслуатации работника.
При этом господствующий класс опирается на всю силу репрессивного аппарата государства. Все видят, как жестко полиция подавила выступление "желтых жилетов" во франции. Почти с такой же жестокостью, с какой подавлялось крестьянское "восстание желтых повязок" в Древнем Китае... Знай рабочий и служащий, кто в нашей общественно-экономической формации хозяин!
Факт постоянной классовой борьбы в экслуататорских обществах отрицать бессмысленно. Но идет ли классовая борьба на пользу развитию производительных сил? Если участники производственного процесса, рабочие-исполнители и капиталисты-организаторы, враждуют друг с другом, рабочие постоянно устраивают забастовки, а капиталисты «закручивают гайки» усугубляя и без того нищенское положение рабочих, это явно не способствует развитию производительных сил, прогресс которых и обеспечивает прогресс общества в целом и рост общественного богатства.
На самом деле развитие производственных сил обусловлено не давлением рабов на рабовладельцев, крепостных крестьян на феодалов, рабочих на капиталистов, а открытиями и изобретениями ученых, изобретателей и рационализаторов производства. Так, неизвестный крестьянин или ремесленник, который в 1-м веке нашей эры на территории Римской империи (скорее всего в тогдашней Галлии) первым придумал тяжелый колесный плуг с железным лемехом, сделал для прогресса человечества гораздо больше, чем все, вместе взятые, восстания древнеримских рабов и колонов. Это изобретение позволило в условиях каменистых средиземноморских почв одной семье рабов или колонов самостоятельно обрабатывать поле средней величины, для возделывания которого раньше требовалось 10 – 20 рабов. В результате рабов наделили семьями и «посадили на землю». Начался постепенный переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной.
Так что не классовая борьба играет главную роль в развитии общественно-экономических формаций.
Это первое, в чем Маркс был не прав.
2.
Марксисты считают социальные революции «локомотивами истории» и, понимая, что господствующие классы никогда добровольно свою власть не отдадут, оправдывают революционную диктатуру, приходящего на его смену более передового класса, и, развязываемый им по отношению к его политическим противникам, террор. Однако, для того, чтобы произошла революции одного желания кучки революционеров недостаточно. Нужно, чтобы возмущение широких народных масс политикой элиты правящего класса достигло критической точки и народные массы стали бы способны к революционным действиям.
Правящие элиты стран, где происходит революция, как правило, сами виноваты в том, что у них произошла революция. К революционным взрывам приводит неспособность правящих классов и их элит, формирующих государственную и военно-полицейскую бюрократию, проводить политику, отвечающую назревшим потребностям развития общественного производства и политическим чаяниям народа и общества. Там, где правительство вовремя проводит реформы в производственной и политической сферах, революций не происходит. Почему например, в австрийский император Иосиф II (правил в 1765-1790 годах) освободил в своей стране крестьян от крепостной зависимости с наделением их землей во второй половине 18-го века, прусский король Фридрих Вильгельм III (правил в 1797-1840 годах) сделал тоже самое в Пруссии в начале 19-го века, а правившая в тоже самое время в России «просвещенная императрица» Екатерина II, наоборот, еще больше закрепостила крестьян, превратив их, фактически, в рабов. Почему, когда крестьянская реформа проводилась, наконец, в России, крестьян освободили практически без земли, обрекая на нищету?
А теперь угадайте с трех раз, в какой из этих трех стран произошла революция и братоубийственная гражданская война, унесшая не менее 6 миллионов жизней с почти полным разрушением экономики и моральной деградацией? То же самое произошло, кстати, в конце 18-го – начале 19-го веков во Франции. В результате революции, революционных и наполеоновских войн погибло более 3,5 миллионов французов. Так что революция – это национальное бедствие. Во всяком случае, революция - это слишком «затратный» способ ускорить общественно-экономическое развитие страны, это «локомотив истории», который пожирает в своей топке слишком много человеческих жизней.
Это второе, в чем Маркс был не прав.
3.
Карл Маркс считал пролетариат самым передовым, организованным и революционным классом, «могильщиком» мировой буржуазии. Однако пролетариат в целом, в мировом масштабе, не оправдал надежд главного теоретика марксизма. Рабочие промышленно развитых стран запада, как это ни странно, особенно в конце 19-го, а также на протяжении всего 20-го века, особой революционности не проявляли и склонны были чаще всего, под руководством таких своих лидеров, как Эдуард Бернштейн, идти на соглашение с буржуазией. Пролетариат же такой страны со средним уровнем развития капитализма (выражение В.И. Ленина), как царская Россия, тесным образом связанный с крестьянством, был здесь не таким многочисленным, чтобы можно было назвать случившуюся здесь в 1917 году революцию «пролетарской» (86% населения тогдашней России были крестьянами).
Революция 1917-1922 годов в России по характеру и основным целям была крестьянской. Главный вопрос, который должна была решить эта революция – это вопрос передачи части или всей помещичьей земли крестьянам. Этот вопрос, в зависимости от того, как он решался, разделил все население страны в гражданской войне на «белых» (постепенная, поэтапная передача крестьянам части помещичьей земли за выкуп с внесением части выкупных платежей государством - программа кадетов) и «красных» (немедленная насильственная передача всей помещичьей земли крестьянам без выкупа – программа «большевиков»).
Российский же пролетариат, пойдя за «большевиками», в отличие от крестьян, в общем-то, получил не так много. Управлять национализированными заводами стала назначаемая «большевиками» партийно-хозяйственная бюрократия. Единственное, о чем можно говорит, это сокращение рабочего дня, открывшаяся возможность среднего и высшего образования, и некоторое улучшение условий труда и проживания рабочих, за счет «уплотнения буржуев» (оставшимся в живых «представителям эксплуататорских классов» оставляли одну комнату в их бывшей квартире, а в остальные комнаты вселяли пролетариев). Перспектива таких изменений в жизни не очень увлекла рабочих стран Запада.
Таким образом, пролетариат, особенно если брать квалифицированных и хорошо оплачиваемых рабочих развитых капиталистических стран – это не самый политически активный и самый революционный класс.
Это третье, в чем Маркс был не прав.
4.
«Пролетарии не имеют национальности» - это, наверное, одно из самых спорных положений марксизма. Призыв пролетариям объединяться ради свержения власти капиталистов, записанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифест коммунистической партии» не всегда находил понимание у пролетариев разных стран, особенно во время военных конфликтов между национальными государствами: Германией и Францией, Германией и Англией, Россией и Германией, Россией и Австро-Венгрией и т.д. Говорят, что на звучавшие в 1941 году из наших окопов по-немецки через репродукторы призывы к немецким солдатам: «Немецкие рабочие и крестьяне! Не стреляйте в ваших братьев, рабочих и крестьян Страны Советов!», «немецкие братья» отвечали очередями из пулеметов и минометным огнем.
Во время колониальных войн рабочие и крестьяне капиталистических стран одетые в солдатскую форму исполняя приказы своих буржуазных правительств, охотно убивали и грабили крестьян и ремесленников Индии, Бенгалии, Филиппин, Индонезии, Алжира, Нигерии, Сенегала, Гвинеи, Судана, Конго, Анголы, Мозамбика и Южной Африки… Призыв к объединению рабочих и крестьян с собственной буржуазией, помещиками (фермерами) и капиталистами на основе «национальной идеи» - это краеугольный камень западно-европейского фашизма, концепция которого была разработана в "викторианской" Великобритании во второй половине 19-го века.
Насколько успешно фашистские идеи набирают силы на современном Западе, не мне вам объяснять. Кстати, недооценка национального фактора при построении Советского союза В.И. Лениным и Л.Д. Троцким (марксисты-романтики, догматически следовавшие всем положениям учения К. Маркса) отчасти и привела к его развалу в 1993 году. Пока И.В. Сталин жестко подавлял «национал-большевиков» в союзных республиках, СССР был несокрушим. Стоило Н.С. Хрущеву и последующим генсекам перестать искоренять национализм и сепаратизм в региональных элитах, союз социалистических республик распался.
Так, что чувство национальной идентичности у представителей рабочего класса нельзя недооценивать.
Это, наконец, четвертое, в чем Маркс был не прав.