Она собирала ожерелье из обручальных колец своих женатых поклонников. И любила удивить гостей, неожиданно представ перед ними обнаженной.
Самая шокирующая поэтесса своего времени, она осталась в истории литературной звездой, наряду с Цветаевой и Ахматовой. И вовсе не уступала им по эксцентричности.
Не от мира сего
Отец Зинаиды Гиппиус был юристом, и по долгу службы часто ездил по городам России. Вместе с ним переезжала и семья, из-за чего поэтесса так и не смогла получить полноценного образования. Уроки в школах она посещала урывками, а к экзаменам готовилась с гувернантками. Когда отец умер, денег в семье не стало, и единственным источником знаний для нее стали книги.
Она много читала с семи лет, и по собственному признанию, быстро попадала под впечатление от прочитанного. Будучи девочкой восприимчивой, переносила образы из литературы в собственную жизнь. Это и определило характер поэтессы: она была словно ни от мира сего, абсолютно оторванная от реальности, импульсивная, живущая лишь чувствами.
В 18 лет она познакомилась с Дмитрием Мережковским, через год они поженились и были вместе 52 года, до самой смерти супруга. Этот союз сами они называли платоническим, "родством душ", поэтому совершенно не ограничивали друг друга в любовных связях.
То ли женщина, то ли мужчина
Гиппиус настолько увлекалась творческими исканиями, что, казалось, теряла понимание естественных вещей. Мужчина она или женщина? На этот вопрос она не могла ответить. В ее поведении, манере одеваться и вести себя на публике четко прослеживались мужские и женские черты.
Она тщательно следила за своими красивыми, рыжими волосами и всегда очень ярко красилась. При этом носила мужские костюмы и проводила время в литературных салонах с сигаретой в руках. Она уделяла внимание женщинам, и, по слухам, состояла с ними в интимных отношениях. О любовных наклонностях супруги друзья непрозрачно намекали Мережковскому: однажды он получил записку, в которой говорилось: "Отомстила тебе Афродита, послав жену гермафродита".
Сама она не видела в связи с мужчинами и женщинами ничего предосудительного, так как пропагандировала раскрепощенную, чувственную порочность и сексуальное освобождение. А в качестве псевдонима часто использовала мужские имена, самое известное среди которых - Антон Крайний.
Брак на троих
Отношения Гиппиус и Мережковского сложно было назвать семейными. В их доме было две спальни (у каждого супруга своя). И более 20 лет они тесно общались с Дмитрием Философовым, литературным критиком и публицистом, который был известен не только своими антикоммунистическими взглядами, но и любовью к сильному полу.
В какой-то момент их дружба стала столь крепкой, что Философов переехал в дом к Гиппиус и Мережковскому, что вызвало широкий резонанс в петербуржском обществе. Сами литераторы называли свой "амур де труа" мистическим союзом троих, замешанном на искусстве и философии. Окружающие же воспринимали происходящее, как тотальный разврат богемы и явное безнравствие.
Странности поведения
Высокая, статная, с огромными изумрудными глазами, она всегда приковывала к себе внимание окружающих. Но всегда держалась очень холодно и надменно, будто намеренно отталкивая окружающих. Современник Андрей Белый называл ее "осой в человеческий рост" за стремление всегда и во всем спорить со всеми.
Но если она подпускала к себе человека, менялась тут же. Она любила каждого, кто был рядом с ней, и собирала трофеи своей любви: обручальные кольца, которые просила у любовников и нанизывала на веревочку. Это ожерелье, которое неизменно пополнялось вешала в изголовье своей кровати.
Она любила внезапно появляться перед гостями. И ставить их в неловкую ситуацию, когда те неожиданно "обнаруживали" хозяйку дома неодетой или вовсе принимающей ванну. Все изменилось после эмиграции, когда Гиппиус и Мережковский вынуждены были осесть в Париже. Там они примкнули к религиозно-философскому обществу, в котором от их прежней раскрепощенной жизни не осталось и следа.
Прототипы Лисы Алисы и Кота Базилио
Современники говорили, что внешне Мережковский и Гиппиус совершенно не подходили друг другу. Особенно разница стала заметной в преклонном возрасте, когда супруга преследовали приступы радикулита.
Они ходили по улицам Парижа под руку. Он - небольшого роста, с бородкой, в очках, практически согнутый пополам, выглядел неухоженным, доживающим своей век. Она выступала горделиво, с абсолютно ровной спиной, надменно вздернутой головой. Копна рыжих волос, густо набеленное лицо, яркие румяна и красная помада - все это дополнялось роскошной меховой накидкой, в которую она кутала плечи. Окружающие всегда оборачивались, чтобы рассмотреть эту заметную пару, в которой Мережковский опирался на Гиппиус, словно на трость, а она, казалось, вовсе не замечала его веса.
Этот образ в последствии появился в советском кино - в знаменитой сказке о Золотом Ключике. И совершенно не удивительно, так как в Союзе отношение к этой паре было особенно негативным. После публичного одобрения Мережковским действий Гитлера в радиоэфире накануне Второй мировой войны, Гиппиус сказала ему: "Вот теперь мы пропали". И на долгие годы так и случилось.
Еще больше интересных историй об интересных людях:
Марлен Дитрих. Константин Паустовский. Москва, 1964 год
Не только Лиля Брик: 7 любимых женщин Владимира Маяковского
Некрасавицы: 5 женщин с обычной внешностью, в которых мужчины влюблялись десятками
Не забудьте поддержать статью и подписаться на канал. И до новых встреч на "Мире в лицах"!