Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

После ухода Дьяконова в ВИА "Пламя" пришли новые музыканты

Юрий Петерсон рассказывает о том, как ВИА "Пламя" стал работать без Дьяконова.

- Еще до поездки в Гавану на Международный фестиваль молодежи и студентов из ансамбля ушел Валентин Дьяконов. Его пригласили на Центральное телевидение вести популярную передачу «Шире круг». Валя принял это предложение, абсолютно не думая о том, что он подводит ансамбль.

Но так, к сожалению, уже бывало. Однажды «Пламя» отправилось на гастроли в Ленинград. Поезд остановился в Твери (тогда – Калинин). И пока мы стояли на перроне и курили, к другой платформе подошел поезд, который следовал в Москву. Валя неожиданно подхватил свои вещи, вскочил в вагон встречного поезда и уехал домой. А у нас, между прочим, в Питере концерты! И ничего: приехали, отработали. Да, конечно, поклонницы Дьяконова замучили нас вопросами:

- Где Валя? Почему нет Вали?!

- Валя заболел, - отвечали мы.

В «Пламени» Дьяконов исполнял все обязательные (или, как мы их называли - «партийные») песни: «Туман, туман», «У деревни Крюково» и другие. Мы их просто повыкидывали, и получилась прекрасная лирическая программа.

Точно так же мы поступили и в этот раз: мы просто убрали из репертуара песни, которые пел Валя.

Тем не менее, музыкантов стало не хватать, и надо было искать кого-то на смену Дьяконову. Первым, кого мы позвали, был Слава Малежик. Во-первых, мы все его хорошо знали, так как он играл в «Весёлых ребятах», а потом в «Голубых гитарах». Во-вторых, он умел петь в ансамбле, а потому мог принимать участие в квартетном пении, что для нас было очень важно. В-третьих, он был нам интересен и как ритмический гитарист, а кроме того, он мог, если надо, и соло сыграть. Но еще более важным фактором, повлиявшим на приглашение именно Малежика, являлось то, что он сочинял собственные песни. Правда, поначалу Слава пел у нас только одну песню – «Проталина». Потом он сочинил шикарную «Мармеладную сказку», которая сделала его популярным. Кстати, эту песню в «Пламени» спел я.

На «Мармеладную сказку» был снят очень неплохой клип, у которого оказалась печальная судьба: он не успел выйти на телеэкран, как его велено было затереть. Причина якобы в том, что мармелад любил Брежнев, и телевизионное начальство решило перебдеть, придумав, что «Мармеладная сказка» - это намек на сказочный социализм…

Следующими музыкантами, которые пришли в «Пламя», были Юрий Редько (гитара, вокал) и Станислав Черепухин (гитара, флейта, скрипка).

Как-то мы работали в Ижевске, в цирке. И вот, возвращаясь с концерта, иду я по коридору гостиницы сталкиваюсь со Стасом Черепухиным, который жил через номер от меня.

- Ой, - говорит, - я был у вас на концерте, мне так понравилось…

Слово за слово, и он пригласил меня к себе в номер, чтобы выпить за знакомство. Тут же подошел и Юра Редько, которого Стас представил так:

- Это мой основной партнер, мы во все ансамбли ходим вдвоем…

А работали они тогда в ВИА «Поющие юнги». Это был неплохой, но, как сейчас говорят, нераскрученный ансамбль, который в основном выступал по райцентрам. Мы же - и «Пламя», и «Самоцветы», и «Весёлые ребята» - работали только в крупных городах, по деревням мы не ездили.

В ходе разговора я сказал Юре и Стасу:

- У меня такое ощущение, мужики, что когда-нибудь вы будете работать у нас.

- Да, ладно! Это нереально и невозможно! Это же Москва…

- Поверьте мне! Такое мое предсказание…

Спустя некоторое время мы с «Пламенем» приехали в Питер, и я снова встретил Юру и Стаса в гостинице, где мы остановились. Они уже работали в Ленконцерте, в ВИА «Лира», и очень прилично работали.

- Вот видите, - говорю, - вы уже в Питере!

А когда Коля Раппопорт решил, что пора привлекать новых людей, потому что ушли Дьяконов и Могилевский, я сказал, что у меня есть шикарные флейтист и гитарист, которые к тому же еще и аранжировки пишут.

- Зови! – велел Коля.

И я им позвонил:

- Хватайте свои шмотки и срочно выезжайте в Москву!

Я их встречал на своем «Запорожце» на Ленинградском вокзале. У Юры с собой была гитарная колонка размером с трюмо, что стоит у меня на кухне. Мы еле-еле запихнули ее в салон моего автомобиля.

Вот так стали они работать в «Пламени». Стас писал аранжировки, играл на скрипочке и флейте. Юра действительно оказался очень неплохим гитаристом, звук у него был «сантановский», очень модный, и голос у него был красивый, недаром он стал петь сольные песни. Мальчик он был добрый и хороший, и Ира Шачнева сразу влюбилась в него. Вскоре они поженились.

(В середине 80-х Юра утонул, купаясь в озере Круглом.)

В 1979 году к нам пришли певец Валерий Белянин и гитарист и композитор Виктор Аникиенко.

Кумиром Вити Аникиенко был американский гитарист Джордж Бенсон, которого он слушал сутки напролет, заводя и в машине, и в автобусе, и в гостиничном номере. За эту привязанность он получил прозвище «Бенсон». Витя много сочинял собственных песен, но в «Пламени» спел только дискошлягер Александра Зацепина и Владимира Асмолова «Лабиринт» - и надо сказать, что очень хорошо спел.

Валерий Белянин до перехода в «Пламя» работал в группе «Акварели» Алика Тартаковского. Мы часто встречались с этой группой на концертах и видели Валеру в работе, поэтому были рады, когда он появился в нашем ансамбле. В «Пламени» мы прозвали Белянина «Мальчонкой». Он и вправду был, как мальчонка: шустрый, мобильный, чисто пел, голос у него высокий, да и вообще он был очень красивый парень, нравившийся поклонницам. Валера в составе «Пламени» стал первым исполнителем песни Олега Иванова и поэта Анатолия Поперечного «Зацветает краснотал», правда, было это уже в 1980-х.

Отбив первую волну атак и выстроив линию жизни ансамбля, Коля Раппопорт в 1979 году покинул «Пламя» и уехал в Америку. Новым музыкальным руководителем стал Сергей Березин. Никто его не выбирал: ну, хочешь руководить, так руководи, тем более что настоящий музыкант терпеть не может быть руководителем! Музыкантам приятнее играть музыку, песни петь, а организационную тусню они, как правило, ненавидят! И мы точно также терпеть ее не могли. Но Серега взял на себя этот крест и потащил его...

В итоге всех этих пертурбаций состав «Пламени» в 1979 году стал таким: Сергей Березин (музыкальный руководитель, клавиши), Юрий Петерсон (вокал), Ирина Шачнева (вокал, клавиши), Вячеслав Малежик (гитара, вокал), Виктор Аникиенко (гитара, вокал), Юрий Редько (гитара, вокал), Валерий Белянин (гитара, вокал), Станислав Черепухин (флейта, скрипка), Александр Колоколов (труба), Игорь Никитин (саксофон), Алексей Шачнев (бас), Виктор Дегтярев (барабаны).

А карьера Дьяконова на телевидении так и не задалась. В программе «Шире круг» он впервые исполнил песню «Красный конь» (музыка Марка Фрадкина, стихи Михаила Пляцковского), которая стала еще популярнее, нежели его «Ивушка». Но потом Валя поссорился с Черменом Касаевым, тогдашним руководителем музыкальной редакции Центрального телевидения, и был вынужден уйти из программы. Долгое время Дьяконов работал звукорежиссером на студии у Юрия Антонова. А на сцену он снова вышел лишь в начале 1990-х, когда Юрий Маликов собрал старый состав «Самоцветов».