Найти тему
Дмитрий Гусаров

Почему Бог допускает страдания и зло? Часть 2

Оглавление

Итак, в прошлый раз я успел только сформулировать саму проблему теодицеи и разобрать два ключевых термина, которые в ней используются: "всемогущество" и "всеблагость". Во второй (заключительной) части я дам ответ непосредственно на сам вопрос, вынесенный в заголовок. Понятно, что удовлетворит он не всех, но, на мой взгляд, любая попытка в данном случае это всё же лучше, чем ничего, потому что слишком часто христиане вообще уходят от подобных вопросов и это приводит к тому, что люди думают, что ответов на них и вовсе не существует.

Я буду подходить к теодицеи постепенно и начну с обсуждения того, почему людские страдания порой бывают слишком велики.

Почему страдания бывают столь велики?

Иногда они действительно кажутся просто несоизмеримыми по сравнению со всей той пользой, которую в перспективе могут когда-нибудь принести. Однако они могут быть малы или велики только относительно какого-то ориентира. В детстве мы могли совершенно искренне рыдать по несколько часов подряд над каким-нибудь пустяком, а сейчас нам от этого смешно. Или когда мы испытываем боль, она может казаться нам непереносимой, но проходит время и мы о ней забываем. Если же задаться вопросом: "что будет, если рассмотреть все наши земные страдания в масштабе вечности?", то станет понятно, что они превратятся попросту в ничто.

Порой страдания кажутся невыносимыми, но спустя время боль проходит и наше отношение к ним меняется
Порой страдания кажутся невыносимыми, но спустя время боль проходит и наше отношение к ним меняется

Являются ли страдания наказанием за грех?

Иногда верующие предпринимают попытки оправдать Бога заявлением, что на самом деле страдания постигают только лишь дурных людей - как бы в наказание за их грех, а хорошим "всё содействует ко благу". С одной стороны, это похоже на истину. Христиане и вправду заметно дольше и счастливее живут, реже болеют и погибают в автокатастрофах. Причина этого состоит в том, что они не склонны к безрассудному поведению, не нарушают закон, сторонятся дурных компаний, не курят и не злоупотребляют алкоголем (хотя, разумеется, всегда бывают исключения). Иногда действительно можно проследить четкую связь между греховным поведением и сопутствующими ему заболеваниями. Например, в группе риска по заражению ВИЧ находятся люди, практикующие определенные грехи: употребление наркотиков и сексуальную распущенность.

Но, в целом, объяснение страданий как наказания за грехи, конечно, никуда не годится. Каждый из нас знает огромное количество примеров, когда им без видимой причины подвергались вполне благочестивые богобоязненные люди. Особенно очевидно это в случаях стихийных бедствий, которые совершенно не разбирают, кто перед ними, верующие или атеисты.

Сколько зла должен уничтожить Бог?

Давайте обратим внимание также и на то, что лично себя люди обычно склонны оценивать в нравственном отношении достаточно высоко. Для нас естественно считать злом то, что творится где-то вокруг, но не в нас самих. Черту, отделяющую зло, которое следует уничтожить, от того, которое еще можно как-то потерпеть, люди проводят исходя из своих собственных ощущений. Они могут думать примерно следующее: "таких достаточно хороших людей, как я, - можно оставить, а вот с теми, которые хуже меня, надо что-то делать". Но у Бога нет полутонов, видеть их - это чисто человеческая черта. Кто из нас согласится на полное уничтожение зла - вместе с самим собой? Наверняка такое решение проблемы теодицеи покажется всем чересчур радикальным.

Полное уничтожение зла на планете моментально приведет к апокалипсису
Полное уничтожение зла на планете моментально приведет к апокалипсису

Ответ на проблему теодицеи

И наконец теперь, когда мы убедились, что понимаем данный аргумент правильно, я перейду непосредственно к ответу на него.

Для того чтобы решить, избавляет ли Бог мир от страданий, нужно сравнить, условно говоря, "мир с Богом" и "мир без Бога". Если эти миры неразличимы, значит никакой продуктивной работы Бог не совершает (или Его вовсе нет). Но какого вероисповедания мы бы не придерживались, нам придется согласиться, что мы живем только в одном из этих вариантов и сравнить его попросту не с чем.

Будучи верующими людьми, мы постулируем бытие Бога и не знаем, каким был бы мир без Него. Возможно, в нем было бы столько страданий, несправедливости и зла, что мы не смогли бы прожить в нем и минуты. Бог избавляет нас от них, а мы не замечаем этого и даже можем не иметь определений для всего того ужасного, что могло бы происходить в мире, поскольку Бог не допускает, чтобы оно происходило, и нам нет нужды в том, чтобы иметь для этого какие-то названия. Конечно, это всего лишь допущение и никаких доказательств этому у нас нет. Но, как это всегда бывает в нефальсифицируемых вопросах, нет доказательств и обратного, и потому требование теодицеи буквально "повисает в воздухе". Поставленная проблема остается интересной, но убедиться в корректности ее формулировки мы не в состоянии.

Краткие итоги

Подводя итог данной теме, скажу, что лучшее, что мы можем предложить в качестве ответа на проблему страданий, это не пустая демагогия, а реальная помощь непосредственно самим страдающим.

Как раз к этому и призывает христианская вера. Если для атеиста любые страдания являются в высшей степени бессмысленными, то верующий человек видит в них возможность для проявления христианских добродетелей.

Конечно, я не считаю, что всем вышесказанным полностью закрываю этот вопрос. Нет, он по-настоящему сложный и уже поломал немало копий в спорах самого разного характера. Если вы являетесь христианином и хотите заниматься апологетикой, то вам нужно быть готовым к его обсуждению, и я надеюсь, что мои мысли хотя бы немного в этом помогут.

С возражениями и дополнениями как всегда добро пожаловать в комментарии.