Существует гипотеза, что современное искусство не имеет своего четкого пути, не вносит ничего нового в мировой культурологический процесс, и вообще, настал период, во всех отношениях, тупиковый. Более того, ведущие искусствоведы страны утверждают, что современное искусство очень сложно любить, а авторов, заслуживающих место в истории, практически нет.
Конечно, это не совсем так. Просто масштабы глобализации таковы, что сложно понять, кто из художников совершает действительно важные открытия в мире искусства, а кто балуется творчеством в тенденциях массовой культуры.
В современном искусстве есть по-настоящему интересные художники, об одном из них хочется рассказать в этой статье. Американский художник Майкл Паркес в своем творчестве успешно развил тему «магического реализма» в самом чувственном его проявлении.
Магический реализм – это художественный метод, который базируется на соотношении фантастического и реалистичного жанров. Проще говоря, автор словно приоткрывает завесу предполагаемого магического предчувствия, незримо существующего в мире, допуская идею о том, что невозможное возможно.
У Паркеса это отлично получается, стоит лишь взглянуть на некоторые картины. Его работы полны аллегории, уникальных живописных метафор, красочных и живых. В картине «Анубис» он показывает египетское божество породистым и слегка надменным зверем, увлеченно слушающим музыку. Прекрасная арфистка, как нечто принадлежащее именно ему, покорно перебирает струны.
Сюжеты древней истории перекликаются у Паркеса с современным понятием чувственности. Это выразительно показано в таких картинах, как «Белый сфинкс», где за основу взят соблазнительный женский образ, вписанный в тему загадочного монумента, или «Три грации» - античные персонажи в почти классическом прочтении.
Потрясающая работа с сатирическим уклоном - «Ангел». Трогательный образ ангела с крошечными крыльями, ведущего безмолвную беседу со свином, какая же тут связь? Возможно, речь о невинности божьих посланников и их готовности дарить безоговорочную любовь всему живому на земле. Или идея о том, что каждая тварь заслуживает добра в изначально задуманном божественном миропорядке. В любом случае, посыл картины позитивный, в этом сомневаться не стоит.
Композиционно и колористически, работы Паркеса спокойные, даже умиротворяющие. Герои показаны отстраненными, нет какой-либо агрессии, резкой динамики. Приятные светлые оттенки располагают к долгому общению с произведением. В этом Паркес отдает дань современности – его картины вполне подходят понятию интерьерная живопись.
Отдельного упоминания заслуживает организация пространства внутри картины. Оно словно свободно от рамок, наполнено воздухом и не обременено гравитацией. Реализм проявляется в детальной проработке персонажей, убранства и дополнительных объектов. Декоративность в картинах Паркеса отсылает нас к модерну, отстраненность к Дали, а изящность героинь к самому Боттичелли.
Без сомнения, автор равнялся на классиков мировой живописи, их влияние четко прослеживается в работах Паркеса, но художники вдохновлялись творчеством друг друга во все времена, главное, что узнаваемость и собственная стилистика в работах художника все же есть, а мастерски исполненные сюжеты вызывают большой эмоциональный отклик у зрителей.