Найти в Дзене
s_friis

Vepsäläinen. Новая жизнь компании.

Юсси Линдхольм, генеральный директор Vepsäläinen Oy с марта 2017 г. Фото: Outi Järvinen / Kauppalehti.fi
Юсси Линдхольм, генеральный директор Vepsäläinen Oy с марта 2017 г. Фото: Outi Järvinen / Kauppalehti.fi

Дополнительная эмиссия акций Vepsäläinen Oy позволила вывести его бизнес за пределы банкротящихся структур концерна и дала начало новому этапу в его развитии.

К 2010 г. Vepsäläinen Oy в дополнение к одноименной сети начало управлять фирменным магазином BoConsept от своего имени.

Осенью 2012 г. открылись в Таллине, Эстония магазины Vepsäläinen BoConcept Store и Vepsäläinen.

28 ноября 2014 г. Vepsäläinen Oy, как франчайзи англо-французского титана в сфере интерьера, компании Habitat, открыло первый одноименный магазин в Финляндии, в Хельсинки, в Makkaratalo (CityCenter) на двух этажах площадью 1400 кв.м. В 2015 г. планировалось открыть еще два магазина Habitat – рядом с аэропортом Хельсинки-Вантаа и в столичном регионе Хельсинки.

Логотипы брендов BoConcept и Habitat. Фото: boconcept.com, habitat.net
Логотипы брендов BoConcept и Habitat. Фото: boconcept.com, habitat.net

30 декабря 2014 г. к Vepsäläinen Oy была присоединена мебельная компания Bedretdin Oy, созданная еще в 1950 г. Это был магазин итальянской классической мебели Huonekaluliike Klassikot в Хельсинки по адресу: Yrjönkatu 12-14. Выручка компании за 2012 г. – 174000 евро, чистая прибыль – -33000 евро; выручка за 2013 г. – 232000 евро, чистая прибыль – -19000 евро; выручка за 2014 г. – 169000 евро, чистая прибыль – 4000 евро. На месте этого магазина Vepsäläinen Oy открыло магазин датского интерьера Fritz Hansen Store (классика от Arne Jacobsen, мебель для хранения от Montana, светильники Louis Poulsen и Lightyears, а также датские бренды By Lassen, Menu, Design Lettersine и Rosendahl).

Логотип Republic of Fritz Hansen. Фото: brandsoftheworld.com
Логотип Republic of Fritz Hansen. Фото: brandsoftheworld.com

К 2016 г. в компании работало 200 сотрудников. Председателем правления по-прежнему оставался Веса Хилтунен, а собственниками компании – семьи Икола и Вепсяляйнен.

Продажи мебельной промышленности в Финляндии все эти годы снижались, пока в 2016 г. наконец не было найдено дно.

Мебельные магазины Финляндии в 2016 г.
Мебельные магазины Финляндии в 2016 г.

Vepsäläinen продолжил позиционирование себя как бренда премиум-класса. И на сокращающемся рынке компания смогла ежегодно скромно расти. Выручка в 2016 г. выросла на 8% и составила 54,8 млн. евро.

Чистая прибыль составила менее 100 000 евро в связи со значительными инвестициями в новую систему ERP и преднамеренным превышением маркетингового бюджета.

По итогам 2016 г. Vepsäläinen Oy занимал 4% мебельного рынка Финляндии, занимая 5-е место и уступая шведской Ikea (23%), финской Indoor Group (13%), датской Jysk (8%) и финской Masku (5%).

Мебельные магазины Финляндии в 2016 г. Доли рынка.
Мебельные магазины Финляндии в 2016 г. Доли рынка.

В марте 2017 г. Vepsäläinen Oy возглавил новый генеральный директор Юсси Линдхольм. Его путь к этой должности очень редко встречается в финских компаниях – он пришел из сферы маркетинга и даже из компании-партнера.

Юсси Линдхольм родился в Пори в 1975 г. 17 лет в маркетинге. В 2008 – 2009 гг. – директор по работе с клиентами TBWA\Helsinki. Затем перешел на работу в Hasan & Partners – в 2009 – 2011 гг. – директор по работе с клиентами, в 2011 – 2017 гг. – главный операционный директор.

Линдхольм строил многие из самых известных брендов Финляндии. Примеры включают Nokia, Finnair, Tallink Silja, HK, Saarioinen, Valio и Finlandia Vodka.

Пожалуй, самая известная рекламная кампания под его руководством и при его участии была запущена в начале 2016 г. Это был телевизионный рекламный ролик для Valio, где легенда рока Иэн «Лемми» Килмистер заявил: «Я никогда не пил и не буду пить молоко».

В 2011 г., когда Линдхольм перешел на работу в компанию Hasan & Partners, Vepsäläinen сменил свое рекламное агентство и заключил с ней контракт. Чуть позже Линдхольм начал работать с новым клиентом.

- «В этот момент сотрудничество изменилось с традиционного партнерства с рекламным агентством, где агентство предоставляет рекламные объявления по запросу клиента, в действительно стратегическое, в том смысле, что разными способами сам бизнес клиента ставили во главе угла. Это было также время, когда курс компании начал меняться », - рассказывал Линдхольм.

Линдхольм считает, что роль маркетинга была особенно важна в тот период, когда традиционный семейный бизнес Vepsäläinen развернулся от трудностей к успеху. В то же время мебельные магазины находились в глубокой рецессии.

Новый логотип сети магазинов Vepsäläinen. Источник: vepsalainen.com
Новый логотип сети магазинов Vepsäläinen. Источник: vepsalainen.com

Удачную работу бренда Vepsäläinen представили в 2013 г. запуском Growth Finance (финансирование роста) в ходе которого компания стремилась донести качественный дизайн до каждого в маркетинге. Кампания, получившая две рекламные награды Effie, значительно увеличила как продажи, так и среднюю сумму покупки.

Линдхольм отмечает, что с момента начала этой кампании компания уже не делала никаких убыточных финансовых отчетов.

Линдхольм описывает свою более чем пятилетнюю маркетинговую работу с руководством Vepsäläinen Oy как настолько плотную, что она, наконец, смогла дать представление о компании с точки зрения не только маркетинга. В итоге, он начал понимать, что хочет продолжить строить свою карьеру – ту ее сторону, которая несет общую ответственность за крупный бизнес, а не за компонент, похожий на маркетинг.

И в марте 2017 г. он возглавил Vepsäläinen Oy.

Про 2017 г. Линдхольм говорил следующее: «Этот год должен быть годом роста, но это должен быть и результативный год».

Как видим, собственный капитал компании на протяжении всех этих лет отрицательный, рентабельность по чистой прибыли - в десятых долях процента.
Как видим, собственный капитал компании на протяжении всех этих лет отрицательный, рентабельность по чистой прибыли - в десятых долях процента.

В его видении Vepsäläinen Oy находилось в авангарде отрасли.

Компания начала обновлять свою концепцию. Первые признаки должны были проявиться в интернет-магазине.

Вместо того, чтобы просто продавать продукт, Линдхольм хотел поставить во главу угла сервис. Он намекал, что намеревается использовать понимание клиентов и аналитику, знакомую с маркетингом.

На март 2017 г. в Vepsäläinen Oy входило 28 магазинов, которые представляли из себя как мультибрендовые магазины, так и монобрендовые отделы.

26 магазинов в Финляндии и 2 магазина в Таллине, Эстония:

- 24 магазина под названием Vepsäläinen (включая в Таллине – магазин Vepsäläinen и Vepsäläinen BoConcept Store);

- 2 магазина BoConsept-Store (включая в Таллине – салон Vepsäläinen BoConcept Store);

- магазин Fritz Hansen-Store;

- магазин Hästens Store;

- магазин Habitat Helsinki.

Весной 2017 г. Vepsäläinen Oy закрывает в Хельсинки на Keskuskatu магазин Habitat, открыв вместо него магазин совместного формата Vepsäläinen и Habitat.

Линдхольм заявил, что причина закрытия не в убыточности.

- «Мы просто хотели расширить наш ассортимент. Теперь, с помощью образцов и ценообразования, мы сможем представить комплексную целостность, а также предоставить услуги по дизайну интерьера», - говорил Линдхольм.

По его словам, магазины Habitat в формате shop-in-shop внутри магазинов Vepsäläinen, покажут хороший рост.

В декабре 2017 г. Vepsäläinen Oy открыл в Хельсинки на Keskuskatu огромный магазин Vepsäläinen CityCenter.

- «Странно, что вся отрасль вывела свой бизнес из центра. Мы решили вернуться к своим корням», - говорил по этому поводу Линдхольм.

Прошло более 60 лет с тех пор, как Кауко Вепсяляйнен открыл свой первый мебельный магазин в центре Хельсинки, и его компания вновь возвращалась к своим истокам.

Линдхольм оправдывал открытие нового огромного магазина в центре Хельсинки тем, что городская жизнь была снова интересна:

- «Семьи с детьми проводят время в центре города, и мы также хотим обслуживать их».

Учитывая, что магазин находится напротив здания центрального художественного музея Ateneum, Vepsäläinen CityCenter также предназначен для туристов, стекающихся все ближе к Хельсинки.

Vepsäläinen традиционно продавал жемчужины финского дизайна, такие как мебель от Alvar Aalto и Eero Aarnio. Также хорошо теперь был представлен датский дизайн.

Магазин интерьера стремился быть витриной для дизайна.

- «Мы хотим, чтобы это была вдохновляющая гостиная, активная среда для происходящего. Будущие дизайнеры, пока неизвестные, смогут проводить здесь свои выставки», - обещал Линдхольм.

В ноябре 2017 г. сеть Vepsäläinen объявляет о закрытии своего магазина в Урпола, Миккели в первой половине следующего года. Продажи были на среднем уровне, но стоимость аренды неудовлетворительной.

- «Конкурентная ситуация в Миккели и потребительское поведение Миккели не отличаются от остальной части страны», - говорил Микко Вуорела, директор по продажам сети.

Договор аренды в Миккели истек, но подходящих для себя условий в ходе переговоров по продлению аренды компания не получила. А аренда, по словам Вуорела, одна из самых больших статей расходов в торговле мебелью.

По словам Вуорела, Vepsäläinen Oy решил сосредоточиться на больших городах, но другие магазины в небольших городах продолжат свою работу.

В Миккели на тот момент мебель продавали не только крупные национальные сети, но и семейное предприятие Kaluste Marshalka, и открывшийся в октябре 2017 г. магазин компании Amore Furniture из Райсио.

В итоге, Vepsäläinen Oy ушел из Миккели. Покинул Миккели в августе 2018 г. и Amore Furniture, сеть, сократившаяся с 4-х магазинов до одного, самого первого в Райсио, Турку.

Позднее, продолжая линию на концентрации в больших городах и открытии монобрендовых магазинов в Хельсинки в ТЦ Kamppi, на 3-м этаже был открыт магазин Habitat Kamppi.

В августе 2018 г. Vepsäläinen Oy основал новый Design Marketplace на площадке Tori.fi.

Vepsäläinen Design Marketplace. Фото: tori.fi/koko_suomi?splan=vepsalainen
Vepsäläinen Design Marketplace. Фото: tori.fi/koko_suomi?splan=vepsalainen

Видимо, был изучен опыт как магазинов формата kirppis/kirpputori, занимающихся мебелью, так и небольших мебельных магазинов, которые вели торговлю через площадку Tori.fi, используя ее как один из каналов сбыта.

Tori.fi - это интернет-сервис для размещения объявлений о товарах для покупок и продаж с 2,4 миллионами посетителей в месяц, аналог российского Avito.ru.

В 2017 году сайт Tori.fi посетило 265 миллионов человек, а на рынок было отправлено более 10 миллионов уведомлений. Площадка является частью международной Schibsted Media Group.

Vepsäläinen Oy объясняло свои действия тем, что компания решила объединить интернет-магазин и интернет-сервис для размещения объявлений о товарах.

По словам Юсси Линдхольма, Design Marketplace - это своего рода пилотный проект для компании, у которого прочная экономическая база.

По оценке издания marmai.fi, маркет, запущенный в августе, неплохо стартовал, поскольку товары Vepsäläinen на Tori.fi были просмотрены около 1,1 миллиона раза менее чем за четыре месяца.

По словам Линдхольма, идея Vepsäläinen Oy заключается в том, чтобы вносить в будущем в этот ассортимент также такие продукты и решения, которые предназначены исключительно для продажи на площадке Design Marketplace.

- «Маркетплейс - растущая тенденция. Это более разумное вложение для нас, чем открытие нового магазина. Цифровые каналы обеспечивают более быстрое и гибкое производство и эксперименты по сравнению с открытием магазина определенного типа», - говорил Линдхольм.

В настоящее время рабочее название проекта - Vepsäläinen Outlet. На площадке можно найти шаблоны магазинов Vepsäläinen, спецтовары, устаревающую продукцию, летнюю мебель и новинки по специальным ценам. Часть товаров – единственные в своем роде. Товары можно посмотреть и забрать в определенном магазине. Существует доставка в ближайший магазин Vepsäläinen и доставка на дом.

Тем временем, компания продолжила закрывать магазины вне столичного региона. К августу 2019 г. были закрыты магазины в Порвоо и Пори.

На ноябрь 2019 г. в Vepsäläinen Oy входит 26 магазинов – 24 магазина в Финляндии и 2 магазина в Эстонии; интернет-магазин, Vepsäläinen Outlet на tori.fi.

В настоящее время в компанию входят:

- 19 магазинов Vepsäläinen (2 в Эспоо, 2 в Хельсинки, 2 в Тампере, по одному в Хямеенлинна, Ювяскюля, Коувола, Куопио, Лахти, Лаппенранта, Оулу, Райсио, Рованиеми, Сейняйоки, Вааса и Вантаа, а также магазин Vepsäläinen в Эстонии - в Таллине);

- Vepsäläinen CityCenter;

- Tempur Sleep Center;

- Tallinna Vepsäläinen BoConcept Store (салон Vepsäläinen BoConcept Store в Таллине)

- Helsinki BoConcept Store

- Helsinki Fritz Hansen Store

- Helsinki Hästens Store

- Helsinki Habitat Kamppi (новый).

Прослеживается концентрация на агломерации Хельсинки-Эспоо-Вантаа – 11 из 26 магазинов расположены именно там (8 магазинов в Хельсинки, 2 в Эспоо и 1 в Вантаа).

С.Ф.

Предыдущая часть здесь.

Содержание блога. Указатель статей.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте лайк.
Спасибо за просмотр.