Будущий четырнадцатый пятилетний план будет «ощетиниваться» финансированием новейших технологий в попытке доминировать в секторе высоких технологий. Начался обратный отсчет времени для Министерства науки и техники с тем, чтобы составить свой список пожеланий для следующего пятилетнего плана Китая. Крупных промышленных игроков попросят внести свой вклад до того, как S&T разработает свой 14-ый пятилетний план с 2021-го года по 2025-й год. Этими игроками будут Alibaba, Tencent и Baidu, и группа BAT, наряду с Huawei и ZTS, а также множество государственных предприятий.
Каждый отдел администрации председателя Си Цзиньпина пройдет через эту процедуру в ближайшие несколько месяцев, чтобы выделить ключевые области или сектора, достойные государственных инвестиций. Хай-тек будет в первых рядах этой очереди. В ноябре был развернут мегафонд в размере 21 млрд. долл. для модернизации обрабатывающей промышленности в рамках сметного бюджета на исследования и разработки в размере 110 млрд. долл. Тем не менее, эти цифры не будут затмевать цифры расходов на следующий пятилетний план, поскольку Китай идет «ноздря-в-ноздрю» с Соединенными Штатами за будущее технологическое превосходство.
«В 2020-м году научно-технические отношения достигнут еще одной критической точки», – заявил ранее в этом месяце Ли Чжэн из Китайского института современных международных отношений в Пекине, – «В последние годы противоречия и разногласия между двумя странами в этой сфере значительно возросли. Соединенные Штаты рассматривают рост китайских технологий как угрозу и создают препятствия для свободного потока технологий, данных, капитала, рынков и талантов между двумя странами посредством законодательства и исполнительных указов президента США Дональда Трампа».
«Некоторые ученые опасаются, что Китай и Соединенные Штаты могут разойтись в технологическом плане в ближайшие десять лет. Технологическая отраслевая цепочка двух стран будет разорвана и заменена несовместимыми технологическими стандартами, продуктами и услугами», – написал Ли на китайско-американском веб-сайте Focus. Но тогда наука и техника станут критическим «полем битвы» в этой конкуренции великих держав, согласно Trivium, исследовательскому центру политики в Пекине, специализирующемуся на политическом и экономическом ландшафте Китая.
Для S&T были выделены шесть отраслей, включая энергетику, ИТ, производство и биофарму. «Все технологии должны служить национальным стратегиям, включая конкурентоспособность основных технологий и национальную безопасность», – подчеркнуто в Trivium, – «Но, спрогнозировать, какие технологии будущего будут наиболее важны в данном секторе, непростая задача. Это один из способов для правительства получить представление об отрасли и ноу-хау, а также предложить различным заинтересованным сторонам возможность лоббировать отраслевые регуляторы».
Опять же, это неотъемлемая часть политики Пекина, поскольку он настраивается на новую холодную войну с Вашингтоном. В центре спора будут находиться технологии будущего. Уже были выпущены первые залпы после того, как китайский 5G trail-blazer Huawei был помещен в черный список в США. Телекоммуникационный гигант был заклеймен как «угроза национальной безопасности», наряду с группами наблюдения Hikvision и Dahua после получения ими щедрых правительственных контрактов. Изголодавшееся по американским полупроводникам и чипам правительство Си отреагировало призывом к достижению «самодостаточности» в важнейших компонентах. Боевые порядки были введены и в стране и за рубежом.
«Если Китай добьется устойчивых или расширяющихся технологических преимуществ в развивающихся областях, это может позволить его фирмам действовать как монополии за пределами страны через спорную инициативу «Один пояс – один путь», формируя глобальные технологические стандарты в целях своей собственной выгоды и обеспечивая экономию в масштабах, которые значительно превышают их современные доходы, расширяя их пул данных и подпитывая будущие преимущества НИОКР», – написал Джеймс Л. Шофф из Института социальных наук при Токийском университете в кратком обзоре, озаглавленном «Конкуренция с Китаем в области технологий и инноваций».
Будучи изгоем в США, компания Huawei, основанная бывшим офицером Народно-освободительной армии Рен Чжэнфэем, опережает своих западных конкурентов, таких как Ericsson и Nokia. Почти половина из 65 коммерческих сделок группы по сверхбыстрой сети 5G приходится на европейских клиентов, несмотря на предполагаемые связи с Пекином. До трех четвертей из 400 000 базовых станций, проданных Huawei, были отключены после запрета Вашингтона. «Китайское правительство вместе с государственными банками будет продолжать предоставлять кредиты как китайским компаниям, так и правительствам стран-членов БРИКС для финансирования развертывания телекоммуникационной инфраструктуры по всей территории стран БРИКС», – говорится в исследовании Fitch Solutions, – «Государственная поддержка позволила этим китайским компаниям выйти на многие новые рынки и предложить субсидированные цены, вытеснив конкурирующих поставщиков телекоммуникационного оборудования, таких как Ericsson и Nokia. На многих развивающихся рынках БРИКС развертывание сетей связи с наименьшими затратами будет иметь приоритет над любыми опасениями, что китайские телекоммуникационные устройства могут быть вооружены».
ГОРДОН УОТТС