Найти в Дзене

Ее родной деревни больше нет на карте. История 93-летней бабушки

История жизни... Хотим познакомить вас с Антониной Ивановной, жительницей Череповецкого дома престарелых.

Антонина Ивановна Кустовлянкина родилась 07 июня 1926 года.

Родилась в Белозерском районе Вологодской области, Антушевское поселение, деревня Бульгеево, которая в настоящее время уже не существует.

Когда Антонине Ивановне было 15 лет, началась война. Работала наравне со взрослыми. Боронили, сено возили, навоз на поля, снопы ржаные с полей. В лесу приходилось работать, на сплав ходила. Всех мужчин взяли на фронт, остались одни дети, женщины и старики.

Работала и на смолокуренном заводе. Корчевали сосновые пеньки (50-, 100-летние). Лес сгорел, остались пеньки, их выкорчевывали и делали деготь и смолу, которые увозили потом в Белозерск. На заводе были казаны, которые топились осиновыми дровами, – работала Антонина и на заготовке дров.

Антонина Ивановна уехала из деревни по совету родственника, т.к. «задушили налогами». В конце войны Антонина Ивановна по направлению Белозерского военкомата поступила на шоферские курсы в Череповце.

Когда училась в Череповце, там же в госпитале лежал родной брат Александр, она к нему ходила. Двоюродный брат дал лошадку и санки беговые, чтобы она отвезла брата за 92 км встретиться с детьми. У него тогда было 2 сына, один из них родился, когда брат уже был на фронте. Александр был деревенский, но воспитанный: грубого слова от него не слыхали. А тут он всю дорогу матом ругался. Антонине Ивановне было 18 лет, дорога проселочная, плохая. Брат ругался, что плохо его везет. Как она тогда не испугалась ехать в такую дорогу с ночевкой?! Дома брат пробыл неделю, и поехали обратно в госпиталь. У него было ранение обеих ног. На фронте брат был сапером, командиром отделения.

Машины тогда были на газогенераторных установках (на березовых чурочках). Права Антонина Ивановна получила, но шофером не работала. 

После окончания шоферских курсов ее отправили в Таллин. Работала в столовой военно-морской базы, «звезды кормила», т.к. эстонцам не доверяли, боялись, что отравят, поэтому на работу брали русских девчонок. За то, что вскипятила скатерти, ее наказала заведующая столовой: отправила на строительство военно-морской базы в Финляндии в Поркалауд.

Поркалауд называли «Финский Крым». Там она жила с 1946 по 1948 год. Работала секретарем (не на машинке, а писали от руки), вышла замуж за военного.

В 2011 году она осталась одна. Ее пригласила племянница в Череповец. Антонина Ивановна переехала к ней, но потом предпочла независимость и переехала в дом-интернат.

Антонина Ивановна, несмотря на возраст, ведет активный образ жизни: посещает мероприятия, принимает участие в концертах. Читает стихи, поет песни, частушки:

Говорят, что я старуха –
Что-то мне не верится.
Ну какая я старуха?!
Все во мне шевелится!

 

Освоила скандинавскую ходьбу. Посещает Домовую церковь, бывает в паломнических поездках. Ее очень любят и сотрудники, и проживающие.

Антонина Ивановна любит частушки и сама их сочиняет. Вот ещё одна из них:

В интернат попала я,
Думала, несчастная.
Кавалера завела –
Стала жизнь прекрасная!