Веб-сериал «Это я» - это история обычной девушки-неудачницы, маленького человека, который находится в кризисе (в профессии художницы и в личной жизни). Сериал сделан в жанре драмеди. Героиня переживает личную драму, но все события преподносятся в комичной форме. Персонажи выглядят нелепыми, карикатурными.
Такой образ главной героини («простушки») позволяет зрителю легко ассоциировать с ней себя или кого-то из своих знакомых. Внешне ничем не примечательная: одета просто, не старается произвести впечатление на окружающих. Не пытается быть кем-то другим. Она живём в том же мире, что и большинство людей. Обычная городская среда: квартира, работа, дом, друзья, родственники, любовники и т. д. Так же как и большинство в первую очередь она хочет профессиональной реализации (получать деньги, занимаясь любимым делом), общения с друзьями, любви и уважения.
Мечты и желания героини сталкиваются с реальностью. Чтобы быть собой нужно сначала понять, кем ты хочешь быть. Конфликт героини с окружающим миром скрывает внутренний конфликт — конфликт с самой собой. В этом отн
ошении название веб-сериала «Это я» словно вступает в диалог с другим российским веб-сериалом «Кто ты».
В истории «Это я» считывается (осознанно или неосознанно) заложенный феминистский подтекст. Героиня не выглядит привлекательной, практически не использует макияж. В одной из сцен она признаётся парню, что не получает удовольствие от секса, «просто терпит». Он в ответ предлагает ей поработать над этим, так как он не хочет от этого отказываться. На протяжении всей истории он показан как неприятный человек, ублюдок, от которого она должна как можно скорее избавиться. Но не делает этого до последнего момента, и её мотив не понятен. Её подруга чуть не становится жертвой изнасилования на вечеринке. Во всём сериале только один положительный мужской персонаж.
На пути к цели героине приходится преодолевать все те препятствия, с которыми практически каждый сталкивается в повседневной жизни: заказчики-хамы, лишённые всякого вкуса; надоевший бывший парень-манипулятор; низкая самооценка и личные страхи, которые мешают получить желаемое по щелчку пальца. Но не смотря на то, что эти проблемы имеют «бытовую» окраску, они не являются мелкими в рамках драматургической линии. Для героини (также как и для каждого человека, каждого зрителя) эти препятствия являются очень значимыми в определённый момент жизни.
Сначала мы видим, что героиню не устраивает её реальность. Мы практически всегда видим её в подавленном настроении. Она привязана к прошлому, что мешает её потенциальному будущему. Мешает переменам произойти. Она живёт с матерью, с которой находится в конфликте. Она не может окончательно порвать с парнем, который пытается её удержать и ведёт себя очень эгоистично по отношению к ней. Единственная отдушина для неё — это общение с подругой.
Подруга предлагает ей на лето переехать с ней в пустующую квартиру родственницы в центре города. Так начинает новый этап в жизни героини. Своего рода инициация. Начало самостоятельной жизни, когда она пытается порвать связь с прошлым.
Вскоре подруга заводит отношения с парнем, с которым они познакомились в кинотеатре. Всё это происходит на глазах у героини. Она словно видит возможные варианты собственного жизненного сценария. Но пока что это всё происходит не с ней. Кажется, что люди вокруг неё реализуют себя в профессии и в личной жизни, а она остаётся неудачницей. Героиня заводит новые отношения с «хорошим парнем», но ей чего-то не хватает в них, и она бросает нового бойфренда.
Её бывший внезапно становится успешным художником. Она возвращается к нему и едет с ним за город на озеро. Там героиня окончательно рвёт отношения и возвращается в город одна. Вскоре открывается выставка её работ в той же галерее, где проходила его выставка. В своих работах она высмеивает его. Так заканчивается третий (последний на текущий момент) сезон сериала. То есть финал остаётся открытым.
Очевидно наличие некоторых проблем в драматургии. Все три сезона выглядят как завязка одной большой истории. Только в самом финале мы видим переход от падения героини к подъёму: открытие выставки её работ — это первый успех. То есть практически все три сезона путь героини — это путь неудач и разочарований. Далеко не в каждой отдельной серии есть наличие чёткой внутренней драматургической структуры.
Возможно, это связано с тем, что создатели действительно рассматривают этот проект, как горизонтальный сериал, состоящий из большого количества сезонов. При этом каждая серия длится в среднем 3 минуты, и в рамках этого хронометража сложно выстроить вертикальную драматургическую линию.
Очень плохо раскрыт внутренний мир героини. Авторы не дают чёткого представления о том, чего она хочет. Она выглядит очень закрытой, пассивной и растерянной. С одной стороны, это добавляет истории реализма. Это соответствует образу художницы-неудачницы, которая недавно закончила университет. С другой стороны — это большой минус с точки зрения классической драматургии, жанрового кино. Инертный персонаж не позволяет сделать историю более динамичной, удерживать внимание зрителя.
Сценарист взялась за написания сериала «Это я» под впечатлением от американского веб-сериала «Кайф с доставкой», который изначально был некоммерческим и транслировался онлайн в свободном доступе, а затем его выкупила компания «Netflix». Соответственно, следующие сезоны финансировались и транслировались этим популярным стриминговым сервисом.
Формат веб-сериала в данном случае даёт много преимуществ с точки зрения независимого продюсирования и возможностей для творческих экспериментов. Процесс производства существенно ускоряется, так как нет давления продюсерской студии, нет большого количества специалистов, каждый из которых потенциально мог бы затянуть создание серий. Авторы сняли первый сезон, используя собственные средства, сами занимались организацией съёмок, актёры, художник-постановщик и оператор работали бесплатно. И т. д. Проект носил экспериментальный характер. Тем не менее, он был замечен изданием Digital Reporter, которое выделило деньги на съёмки второго сезона. Изданию понравилось именно то, что проект является независимым, что позволяет создателям быть гибкими в плане производства. В этом состоит основное преимущество веб-сериала как формата. Веб-сериал даёт возможность начинающим кинематографистам сделать свой проект с очень низким бюджетом, быть замеченными и в дальнейшем получить финансирование для продолжения проекта. Онлайн платформы служат площадкой, которая соединяет автора, его произведение и зрителя. При этом автор получает мгновенную обратную связь, а потенциальный инвестор может оценивать риски вложений в проект, ориентируясь на количество просмотров и лайков.
Роман Мошенский