Глава государства зачитал своё Послание Федеральному собранию. Свои пять копеек в обсуждение этого Послания решил внести и я, обратив внимание читателя на один из призывов Путина: «обеспечить обновление власти в России", которое президент посчитал "неотъемлемым условием для прогрессивной эволюции общества". Потому что "главное – это интересы России».
Да, главное – это действительно интересы страны. Но «эволюция общества» – это всё-таки дело самого общества. А вовсе не государства, представляющего главное общественное учреждение.
Это учреждение действует в соответствии со своим уставом, роль которого играет Конституция, согласно которой человек, его права и свободы для государства являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод входит в обязанность государства (ст. 2).
С гражданами всё более или менее понятно: коль скоро человек принял то или иное гражданство, он обязан следовать законам избранного им государства.
Неясно другое: какое отношение государство может иметь к человеку, если тот появился задолго до возникновения государства?
Откуда же он взялся?
Эволюционисты считают, что методом проб и ошибок человека создала слепая природа. Креационисты же убеждены, что человек явился продуктом высшего творения...
Во всяком случае, человек должен придерживаться правил, которыми его наделил Создатель…
Сказал же апостол: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим 13:1).
Слушать и исполнять всё, что приказывают не противно закону Божию, призывает нас Святитель Тихон Задонский (Деян 5:29).
Говорят, что в нашей стране есть общество. Так ли это на самом деле?
Под обществом принято понимать объединение, создаваемое независимыми субъектами ради достижения общей для них цели.
Помните ленинский афоризм? По-настоящему прочным может быть только тот союз, члены которого свободны. И ещё: прежде, чем объединиться, нам нужно окончательно размежеваться.
К обществам относятся, например, хозяйственные товарищества и НКО. Но российское общество в это определение не вписывается, потому что у него нет сколько-нибудь определённой цели...
Примерно так же обстоит дело с народонаселением – мало чем связанную совокупность людей, проживающих на территории той или иной страны.
Термин «народ» используют и в политическом, и в культурно-этническом смысле – как синоним понятия «этнос».
Но ни народ, ни общество к числу субъектов отнести невозможно. И не только в юридическом, но и в философском значении этого слова…
В отличие от государства, которое, как в своей книге «Государство и революция» пишет Ленин, «возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы».
Можно подумать, что государство образовано в целях устранения классовых противоречий. Но это не так, конечно. Ленин, например, считал, что государство есть аппарат насилия, дубинка в руках господствующего класса.
Государство – это прежде всего учреждение, действующее в соответствии со своим уставом-конституцией, представляющей своего антологию деклараций.
Одна из деклараций, которые содержит Конституция РФ, заключается в том, что её принял многонациональный народ Российской Федерации. Но это невозможно: у народа нет единой воли, поэтому он неспособен что-либо принимать. Или источать...
Согласно другой декларации народ – это единственным источником государственной власти (ст. 3).
И, наконец, в Конституции РФ утверждается, что наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны (ст. 1).
Складывается впечатление, что разработчик Конституции понятие «государство» смешивает с понятием «страна».
Но это разные объекты.
Впрочем, декларация сродни постулату, а постулаты доказыванию не подлежат…
Так, кто перед кем всё-таки отвечает? Общество – перед государством или наоборот: государство перед обществом?
Если государство – это главное общественное учреждение, то у общества есть право направлять его деятельность в своих интересах, осуществляя контроль над этой деятельностью.
Смысл термина «общественный контроль (ОК)» раскрывает Федеральный закон об основах такого контроля от 21 июля 2014 г. N212-ФЗ.
ОК, согласно закону, – это деятельность по наблюдению над органами государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, а также общественная проверка издаваемых ими актов.
Субъекты ОК могут иметь и другие права (ст. 4).
Полноценный ОК – это залог здоровья государственности. Но отчитываться о результатах своей деятельности субъекты ОК должны перед обществом, а не перед государством.
Оно по идее должно нести ответственность перед своим учредителем. А им не может быть никто, кроме общества.
Но общество не способно принимать отчёты государства. Оно, как сказал бы медик, находится в коматозном состоянии. Этим и пользуется государство, совершая в отношении общества насильственные действия извращённого характера.
Государству в сущности ничто не угрожает, а вот в стране сложилась поистине катастрофическая ситуация. Может ли она разрешиться революционным путём?
Почва для революции или, сказать по-русски, государственного переворота, в России пока ещё не готова: отечественное государство еще достаточно сильное и оно таки способно в зародыше подавить любой мятеж...
Но, если сложившаяся в стране ситуация не изменится к лучшему, Россия прекратит существование, уступив место под Солнцем другим странам с более активной общественностью и более совершенным государственным устройством…