Сколько сегодня стоит билет в театр? Кто может позволить себе сходить на премьеру, и сколько денег для этого потребуется? Как обстояло дело в СССР, где “всё было лучше”? Куда пришел современный российский театр в итоге? Обо всём этом рассказываем в новой статье.
Стоит заранее отметить, что слово “современный” к российскому театру сегодня применимо число условно, так как о технологичности большей части постановок в цифровой век речи не идёт. Но, несмотря на это, репертуар активно обновляется, здания реставрируются, форма билетёров меняется, а поток людей не заканчивается.
Театр в России жив, он пользуется определённым спросом, но так как нет открытой аналитики по целевой аудитории (сами театры не в курсе, какие люди к ним ходят и с каким достатком), то приходится строить догадки. В том числе, на основе цен на билеты, которые являются ключевым моментом доступности.
Театр в России существует давно, но активное развитие получил только в 20 веке вместе с приходом большевиков и революции. Владимир Ильич в 1918 году подписал декрет «Об объединении театрального дела». Что это означало? Несмотря на тяжёлую экономическую ситуацию в стране, революцию и первую мировую войну, государство взяло на себя обеспечение театров. Всё это делалось с целью культпросвета, воспитания коммунистических идеалов и, конечно же, агитации.
Подводные камни такого декрета – цензура. Ничего антикоммунистического и царепотворского ставить было нельзя. И традиционные театры пытались актуализировать свой репертуар, искали новые формы и методы. В ход шли произведения Горького, Чехова, Островского, Маяковского и других, но в связке с новой ситуацией. Так что революция и госбюджет дали театрам новую беспечную жизнь, где не надо было думать о поиске финансов.
Программа культпросвета со временем дала о себе знать: теперь люди сами изъявляли желание ходить в театр. Причиной тому послужили различные общественные потрясения, которые вызывали резонанс у аудитории. Если человек хотел найти ответ на вопрос, понятную интерпретацию произошедшему, мечты о лучшей жизни или ноту оптимизма в беспросветной рутине, он это получал в доступном театре.
После «оттепели» ситуация (в плане репертуара) изменилась в лучшую сторону. Жёсткий надзор канул в лету, и режиссёры спокойно могли обратиться к классическим произведениям с царской и дворянской тематикой, например, «Смерть Иоанна Грозного» Толстого или «Горе от ума» Грибоедова. Количество постановок увеличилось.
Театры всё ещё были на государственном обеспечении, что обусловливало лояльную ценовую политику по отношению к зрителю. Например, в 1974 году средняя зарплата в СССР была 128 руб. 46 коп., тогда как билет в Большой театр, стоил 1 руб. 70 коп. В процентном соотношении это 1,3% от суммы зарплаты. Финансово театр был доступен людям, и систематические посещения не разоряли рядового гражданина. А интересный репертуар и хорошие актёры подкупали и мотивировали к приобретению билетов. Но и тут были свои нюансы.
Заветные театральные билеты из-за возросшей популярности были таким же дефицитом, как американские джинсы. Большая часть из них расходилась по знакомым, известным личностям и работникам театра. В открытой продаже найти было трудно: касса работала в лучшем случае один день в неделю, поэтому «выброс» билетов собирал огромные очереди. Можно было попытать удачи и выкупить перед представлением чью-то бронь, но это тоже из разряда маловероятного. Оставались спекулянты.
Вопрос остаётся всё же в цене и в том, как она возрастала в руках спекулянтов. Например, постановка 1980 года в театре на Таганке «Гамлет» с Высоцким. Изначальная стоимость билетов была 1-3 рубля, а у посредников достигала 50 руб. Это даже не 2% от зарплаты, а 32% (средняя зарплата на 1980 год – 155 руб. 12 коп.).
Фактически доступные по цене постановки не выдерживали ажиотажа среди зрителей и стали предметом заработка. Поэтому театр могли себе позволить: счастливчики, «урвавшие» билет в кассе, чьи-то знакомые, знаменитости и состоятельные люди.
Таким образом, классический театр из радости для обычных людей после «оттепели» стал институтом для высокостатусных элит. Увы, проверенная схема до сих пор себя эксплуатирует в обществе победившего капитализма.
Российские постановки с популярными режиссёрами и актёрами обладают тем ценником, что соответствуют театральному пафосу конкретного заведения. Возьмём, пожалуй, самых известных личностей театрального Олимпа – Валерия Фокина, Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова и Льва Додина.
Режиссёр и политзаключенный Кирилл Серебренников успешно продолжает ставить спектакли в Гоголь-центре в Москве. Так, его постановка «Кому на Руси жить хорошо» стоит 4000-6000 рублей, философский «Барокко» – 6000-8000 рублей, а «Обыкновенная история» чуть дешевле – от 2 000 до 5 000 рублей. И да, Кассир.ру предлагает в рассрочку от 590 рублей.
Константин Богомолов – актёр, режиссёр, поэт и худрук театра на Малой Бронной. Если срежиссированные им спектакли стоят в пределах 3000 рублей, то на Малой Бронной другая ситуация: цена на постановку «Норма» достигает 11500 рублей. Как пишется на странице сайта: ищем для вас лучшие билеты. Видимо, имели в виду цену.
В петербургском МДТ активно ставит представления Лев Додин. Там есть измученные чеховские «Три сестры» за 3000 рублей, но цены на них почти во всех театрах одинаковы. А из примечательного – «Гамлет» с Данилой Козловским за 10 000-12000 рублей. И это даже не премьера: спектакль идёт с 2016 года, но билеты до сих пор быстро разбирают.
И, конечно же, Валерий Фокин – режиссёр и худрук Александринского театра. Кроме его спектаклей на старой сцене Александринки мало что идёт, поэтому специально выискивать постановки Валерия Владимировича не пришлось. Премьера осени 2019 года – «Рождение Сталина» обойдётся в пределах 8000 рублей, как фокинский «Гамлет».
С гастролями в Александринку приезжает МХТ им. Чехова со спектаклем «Контрабас». В Москве сходить на него обойдётся максимум в 3500 рублей, тогда как в Петербурге цена достигает 15000 рублей. Доплатить 11500, чтобы не ехать в Москву, наверное, резонно. Для кого-то. Хотя во время театральной Олимпиады цены на приезжих Rimini Protokoll были около 1200 рублей, а на Хайнера Гёббельса 2000 рублей – ниже, чем на «Контрабас» с Хабенским.
И всё же, за что российский зритель должен платить такие деньги при средней зарплате в 46509 рублей (на 2019 год)? Видимо, за колонны, обитые бархатом стулья, громкие имена и классический репертуар. А ещё накаченный пафосом этикет и дресс-код, которые так и не ушли из классического театра. С большим успехом можно посмотреть известные европейские постановки в формате Theatre HD: без духоты, очередей, элитарности и высоких цен. Тот же «Гамлет», но не с Козловским, а с Камбербэтчем, обойдется в 600 рублей (скачать с торрента – бесплатно).
Возникает вопрос: так насколько доступен рядовому зрителю современный российский театр, если не посчастливилось через знакомых получить бесплатную проходку или заработать больше среднего? Частично доступен, если речь идет о малоизвестных или независимых театрах и начинающих актёрах. В любом другом случае – он элитарен, и со времён социализма ничего не изменилось, кроме роста цен. Но спасибо, что теперь не нужно идти в кассу, а можно купить онлайн на сайте. Если хватит денег на карте.
Забавно наблюдать: культурное развитие, вроде как, поощряется государством и не облагается большим налогом, а сигареты и водка всё ещё стоят дешевле билета на спектакль. И, видимо, пока такое положение вещей будет оставаться, доступность современного российского театра останется под вопросом.
_________________
Автор: Татьяна Непа