К началу Кавказской войны горцы достаточно широко использовали огнестрельное оружие. Однако и лук, если анализировать доступные источники, еще до конца не вышел из оружейного комплекса и мог применяться в бою. К сожалению, луки плохо сохраняются, однако при раскопках древних захоронений археологи находили остатки луков длиной 1,3-1,4 м и древки стрел длиной 70-75 см, диаметром 1 см.
Описание.
"Колчан или сагайдак с луком и тридцатью стрелами. Это оружие есть
самое древнее в Черкесии, и поныне существуют еще старцы, которые
помнят то время, когда большая часть воинов высшего класса носила это
вооружение, которое, вероятно, черкесы приняли от монголо-татар, но ни
один народ, употреблявший это древнее оружие, не достиг до такой степени искусства в украшении его, как черкесы: серебряный прибор к колчану делается под чернью и позолотою. Чехол, на стрелы надеваемый, бывает шит серебром и золотом. Черкесы сами делают стрелы с большим искусством, но делать луков не умеют и достают их из Турции. В настоящее время это оружие употребляется реже, ибо все постигли преимущество огнестрельного оружия. Впрочем, и ныне знатнейшие князья и дворяне почитают приличным иметь сагайдак в готовности и носят его весною и осенью, ибо летом от жары лук становится слаб, а зимою от стужи слишком туг, так что в эти два времени года признается неудобным древнее это оружие" (Хан-Гирей. Записки о Черкесии). Оговорка Хан-Гирея о том, что черкесы приобретали луки в Турции (следует отметить и то, что колчан турецкого лука был также рассчитан на 20 - 30 стрел) позволяют достаточно уверенно представить не только тип лука, использовавшийся ими, но и типы стрел.
Боевое применение.
Лук турецкого типа был довольно мощным оружием, способным стрелять весьма далеко. Описание боевого применения лука и стрел в Кавказской войне можно встретить в нескольких источниках. Так, М. Федоров в "Походных записках на Кавказе с 1835 по 1842 год (1836 год)", опубликованных в "Кавказском сборнике" писал: "2-го числа мы имели сильную перестрелку при истреблении аула Зенениок, и здесь я в первый раз увидел употребление горцами в бою стрел. Первоначально мы в цепи изумлены были непонятным, каким-то резким, шипением, моментально поражавшим наш слух; но, когда несколько стрел воткнулись вблизи наших стрелков в землю и даже двум стрелкам попали в их походные торбы,– мы отгадали, в чем дело. Раненых стрелами у нас не было, хотя они шипели довольно часто. Но на другой день, то есть 3-го числа, когда отряд прибыл к крепости Анапе, я видел одного черноморского конного казака раненого стрелою в левое плечо, у которого товарищ его выдернул стрелу. Однако железное копьецо стрелы все-таки оставалось в теле, так что врач вынул его уже посредством операции. Доктор, осмотрев представленные ему, поднятые на походе стрелы, пришел к заключению, что наконечники стрел, в виде очень острый копий, прикреплены к тростинкам из кизилового дерева, туго обтянутой на клею полоскою из коры черешневого дерева, именно с тем, чтобы от теплой крови оклейка отстала, а копьецо осталось бы в ране". Француз Сегюр в "Воспоминаниях" писал, что "генерал Апраксин сообщил мне, что в одном тяжелейшем сражении кабардинцы нанесли больше бедствия его войску стрелами, чем ружьями: эти стрелы, пущенные издалека, вонзались в тела людей и лошадей до оперения". Впрочем, говорить об эффективности стрел в бою, где преобладало более эффективное огнестрельное оружие вряд ли стоит, хотя, к примеру, английский шпион Э. Спенсер, утверждал, что раны от стрел чаще всего были смертельными.
О черкесских саблях с штыковым концом вы можете прочитать здесь.
О венгерских саблях XV века вы можете прочитать здесь.
О мамлюкских саблях XV века вы можете прочитать здесь.
Публикации об уникальных образцах оружия и уникальных оружейных коллекциях будут продолжены. Читайте, подписывайтесь, обсуждайте, ставьте лайки, делитесь с друзьями, предлагайте темы. Это поможет развитию канала!