О многом. Почерк - зеркало процессов, протекающих в мозге.
Это я узнала в ходе конференции “Когнитивная наука в Москве: новые исследования”.
Нейропсихологи сравнили тетради второклашек обычной московской школы (54 малыша). Выделили детей с плохим почерком (8 детей: 6 мальчиков и 2 девочки) и с хорошим (11 детей).
В результате исследования выяснилось: дети с плохим почерком отличаются от детей-краснописцев по двум пунктам.
- переработка зрительно-пространственной информации (за это отвечает ассоциативная теменная зона, куда сходятся сигналы сенсорных зон - зрение слух, речевые центры).
- энергетическое обеспечение (повышенная утомляемость, колебания работоспособности, снижение внимания и рабочей памяти). За нее отвечает “начинка мозга”, наши подкорковые структуры.
“Почерк плохой не потому, что ребенка плохо работают зоны, отвечающие за планирование и контроль, не потому что есть пробелы в области моторики. Очень часто проблема в энергетическом обеспечении. Вялые, медленные дети подвержены этому. C той же слабостью могут быть дети с колебаниями работоспособности.
Ребенок сел за парту, работает 15 минут, а потом сдулся. Проходит время, силы накоплены, он опять поработал”.
Не невнимательность, а просто не хватает сил быть внимательным.
В подростковом возрасте дети с энергетической слабостью выравниваются. Они начинают регулировать нагрузку сами. Проще свалить на плохое поведение, чем признаться, что силы на исходе. Родители могут помочь тут, научив ребенка регулировать режим сна и отдыха, подкармливая полезными добавками. Сделаю отступление, мои оба регулярно получают омегу. Это то, что можно восполнить быстро.
В отличие от зрительно-пространственной функции. Она формируется длительное время. В ее развитии помогут не только прописи. Дети должны научиться ощущать пространство своего тела: право/лево, верх/вниз итд. Поможет нейробика с ее телесными упражнениями. После того, как свое телесное пространство проработано, можно учиться взаимодействовать с пространством вокруг: поможет жонглирование, гимнастика, особенно со снарядами, танцы, единоборства.
Все это не отменяет работу в тетради. Для детей с плохим почерком хорошо срабатывает изменение величины строчки. Рекомендуется сначала увеличивать строчку, а потом уменьшать, тогда навык офомится более качественно.
Если вам нравится мой дзен, поделитесь записью - это самая большая награда для меня. Присоединяйтесь к моему каналу в телеграмме, чтобы читать самые свежие публикации.