Найти тему

Je ne suis Charlie. Французская политическая карикатура. Оноре Домье

Конечно говоря о французской политический карикатуре важно вспомнить для начала о великой Французской революции, потому что началось все именно тогда.

Аристократическая гидра пожирает  революционеров
Аристократическая гидра пожирает революционеров

Важно знать- во Франции того времени всех делили на три сословия - духовенство, аристократия и все остальные. При чем налоги платили в казну только последние, а аристократия и церковь жили за их счет.

Третье сословие сгибается под тяжестью монархии
Третье сословие сгибается под тяжестью монархии

Или более либеральный вариант этого сюжета:

-3

Три сословия на равных несут государственный долг Франции.

Но это были только мечты. А вышло вот так:

-4

Почему же именно карикатура и именно Франция?

Ответа два: карикатура с короткими подписями позволяла рассказывать о событиях в аллегорической форме всем, даже мало грамотным и не грамотным. Второе же - расцвет свободы слова и печати в период революции. И периодики.

К слову - англичане не отставали и клеймили революцию в своих карикатурах, защищая монархию.

Но настоящий расцвет, читай -рождение политической карикатуры как феномена, относится к июльской монархии. Напомню, завоевания первой республики забылись и начался долгий период реставрации. 

Буржуазия, боявшаяся революции и казней, надавила на Луи-Филиппа, который в 1830 году пообещал всем суды, конституцию и свободу, и даже "я сам буду король-гражданин".

Все вышло не совсем так, но обещанная свобода слова расцвела

А вместе и ней и пресса - более 700 изданий во Франции появилось за период этого короткого правления- до 1848 года.

Центром стал конечно Париж. И формировалось новое общественное сознание на бульварах, в клубах и кафе, где проводили время за политическими разговорами парижане средней руки.

Отсюда термин - бульварная пресса. Изначально ничего плохого- сборник прогрессивной мысли.

И вот тут появляется самое заметное и единственное на вскидку известное всем имя - Оноре Домье.

Все кто не проспал эту лекцию по МХК, видели его работы, их легко узнать.

Он сделал два дела - во-первых был невероятно талантлив и плодовит - более 4000 известных сейчас литографий и рисунков. Во -вторых - воссоздал технику литографии, что позволило печатать изображения огромными тиражами.

Посмотрим:

-5

Представители аристократии уничтожают завоевания первой революции.

В подписи есть их диалог: "синий легко отошел, а вот этот красный- как кровь, никак не поддается!"

-6
-7

На последней изображен король Луи-Филипп, которого едва может прокормить весь французский народ.

Карикатура и рисунок занимали больше половины печатной площади изданий на то время, и сделали свое дело- в феврале 1848 года произошла революция (Гаврош, Свобода на Баррикадах - это все из той революций) и установилась вторая республика. Сейчас третья , да. А карикатура стала традиционной, и так и не была вытеснена фотографиями из изданий. Ju suie Charlie, именно! Которые прогремели с карикатурой на пророка Мухаммеда.

А к Оноре Домье у меня особые чувства, потому что его картина есть в собрании Эрмитажа.

Оноре Домье. "Прачка"
Оноре Домье. "Прачка"

Французская политическая карикатура важный пример того, как художественный образ формирует сознание и восприятие событий большого количества людей.