Добрый день, уважаемые читатели!
Вы – родитель, и ваш ребенок к трем годам уже начинает что-то соображать и понимать. А это Ваш ребенок, и Вы очень желаете, чтобы он вырос достойным и ответственным гражданином. И что можно сделать для этого прямо сейчас?
Мой опыт: на запретах далеко не уедешь! Надо найти что-то хорошее, возвышенное, показать ребенку – и понять: если он загорелся этой мечтой – значит, поздравляю - Вы нашли поле для роста и развития ребенка!
Еще раз: если ребенок воспитывается только на ценностях «хорошо – плохо», «можно – нельзя» - этого недостаточно. А если Вы покажете ему интересную тему, поймете, что он загорелся, будете подпитывать эту тему и видеть живой его отклик – то ваше воспитание перейдет в новое качество! Ребенок будет своим взором видеть возвышенное и тянуться к нему, а вы, обогащая данную тему и показывая ее с разных сторон – откроете в нем его собственное желание познавать, развиваться и расти!
Как это было у меня? – а ничего сложного. Когда старшему сыну было 3 года, мы один раз съездили к дедушке не на машине, а на обычном пригородном поезде, и он спросил: «Папа, а когда мы поедем на поезде еще раз?» И я все понял, и дальше дело пошло! Я показал ему взрослые фильмы «Живые паровозы» и «С дизелем по рельсам» - и он смотрел их по нескольку раз! Мы ходили на станцию – летними вечерами по возможности – он махал ручкой машинистам, и они понимающе гудели ему в ответ! Мы семьей посмотрели фильм «Водил поезда машинист» 1956 г. – и он смотрел его вместе с нами! Понятно, мы купили сначала один набор железной дороги, потом еще один, совмещаемый, и он строил железную дорогу сам!
Побочный эффект: я говорил ребенку: «Машинист – очень серьезный человек, он не опаздывает, он складывает свою одежду аккуратно и красиво, он не разбрасывает игрушки" – и ребенок верил и сам старался делать так!
А дальше – надо спокойно понимать, что у детской мечты есть свой жизненный цикл, и она со временем может пойти на спад. Как быть?
Предложить новую мечту. К пяти годам мечта «быть машинистом» стала угасать, и мы предложили тему «быть моряком». Товарищи родители – говорю уверенно: это 100% выигрышная тема! Это не только мечта, это полная и целостная информационная концепция, которая охватывает очень многое! Мы смотрели «Секретный фарватер», «Ветер «Надежды», «В поисках капитана Гранта». Летом нам на заказ сшили гюйс (морской воротничок), и он носил его в садик с гордостью! Потом мы купили тельняшку и заказали пошив «форменки» с гюйсом. Тем же летом мы сделали из скана журнала "Юный техник" плавающую модель швертботика "Москвич" и сын пускал его на пруду, под парусом. Потом, когда мы поехали на море в раннем сентябре – мы с сыном съездили на один день в Новороссийск и там, едва выйдя на вокзале – мы сделали в павильоне «военторга» оптовую закупку для обоих сыновей: два черных берета, два ремня с пряжкой, тельняшки, значки, ленточки, бескозырку 1987 года выпуска. И с каким восторгом дети носили это всё – на отдыхе,
на праздниках, на даче, в садике!
Само собой – думаю, не стоит объяснять – как родители могут овладеть темой «воспитания настоящего моряка» и с какой верой ребенок будет слушать вас – какими качествами должен обладать настоящий моряк!
Правда – да, когда тема моря стала угасать – еще была новая тема «летчик», и она тоже потом угасла. Но благодаря теме чистой детской мечты мы, родители, получили чистое и правильное поле для воспитания детей на период с трех до семи лет! Это уже неплохо.
Ну а года четыре назад бескозырка, берет, ремни, гюйсы и тельняшки от всего сердца были переданы (и жадно расхватаны) к младшим детям моей троюродной сестры.
Потом, в школе, начались новые, уже взрослые, темы и заботы. Осталось теплое отношение к морю, теперь уже неразрывно связанное с историей страны и воинской славы. Мы объездили наш юг, от Адлера до Севастополя, и были во многих памятных местах, и дети относились к этому с большим интересом.
В позапрошлом году у старшего появилась «с нуля» тема «футбол», а у младшего «гитара», и они делают каждый на своем поле большие успехи. Совсем недавно у старшего появилась новая тема программирования, и там он уже «делает себя» полностью сам.
Связаны ли эти поздние успехи с ранними мечтами «машиниста» и «моряка»? – а кто знает – может быть, да? Ведь именно тогда, в раннем возрасте, дети научились тянуться к мечте!
"Что я могу"
Покажите ребенку разные жизненные стороны и постарайтесь понять - что его увлечет? О самолётах и кораблях я уже сказал... Покажите спорт, найдите сканы старых журналов "Юный техник", сделайте простейшую модель... Кто постарше - возьмите бумажную карту города и предложите лёгкую прогулку пешком по незнакомому району. Покажите архитектуру: классическую, советскую, современную. Покажите фильмы про капитана Гранта или про путешествия Кусто. Поо Кусто особенно интересно - потому что это живые серии про живых людей. Устройте поездку выходного дня. Попробуйте заинтересовать его любым активным живым делом - и вы найдете ключ друг к другу!
Надеюсь, мой опыт будет вам полезен! Успехов вам!