Найти тему
Половинка Луны

Все беспокоятся о сохранности культурного наследия Ирана, но забывают о простых людях

Привет! Сегодня очередной переводной материал на актуальную тему. "Нацеленность на культурное наследие Ирана - это нацеленность на людей", автор Michael Press. Источник.
Мнение и позиция автора канала может не совпадать с мнением автора статьи.
Площадь Имама, Исфахан, Иран. Фото Amirpashaei, Wikimedia Commons
Площадь Имама, Исфахан, Иран. Фото Amirpashaei, Wikimedia Commons

Последние события в Иране и Ираке были тревожными и даже пугающими не только для жителей этих стран, но и для многих из нас: мы беспомощно наблюдали за убийствами, ответными ракетными ударами и перспективой глобальной войны. Одним из самых тревожных сигналов стал набор угроз президента Дональда Трампа в адрес иранских культурных объектов. Министр обороны США Марк Эспер и сам Трамп позже отступили от этих угроз, но не раньше, чем началось громкое осуждение во всем мире — в социальных сетях, в письмах и официальных заявлениях научных организаций и экспертов, изучающих этот регион.

Работы по восстановлению крепости Арг-е Бам. (фото  OXLAEY.com, Flickr)
Работы по восстановлению крепости Арг-е Бам. (фото OXLAEY.com, Flickr)

Скажем четно: нацеливание на иранское культурное наследие ужасно, прежде всего, потому, что под ударом окажется население, а уже потом потому что это повредит и разрушит места, имеющие центральное значение для жизни иранцев. Но эта простая истина не озвучивается во всех этих письмах и заявлениях. Вместо этого мы читаем, что нападение на иранские культурные объекты было бы военным преступлением, что бесспорно верно. Мы снова и снова читаем, о глобальной значимости культурного наследия Ирана.

"Культурное наследие не принадлежит одной нации или одной стране”,
"Иранское наследие действительно является "нашим общим наследием"

Почти ни в одном из этих широко распространяемых заявлений не подчеркивался и не осуждался тот факт, что нападение на эти объекты приведет к гибели людей. Это повтор Сирии, где в течение многих лет мы снова и снова слышали о том, что древние руины Пальмиры являются частью нашего наследия, но почти никто не говорил о современной Пальмире, городе с населением 50 000 человек. Так и сейчас самих иранцев отделяют от их собственной истории и их собственных культурных памятников.

Также мы часто читаем, что угрозы Трампа идут вразрез с предыдущей политикой США, что до его президентства США были мировым лидером в области защиты культурного наследия. Но авторы игнорируют причину, по которой США заняли такую позицию в прошлом. Могущественные современные государства использовали любовь к древним артефактам и их защиту как предлог для вторжения и оккупации чужих стран, по крайней мере, со времен Наполеона в Египте. С тех пор ничего не изменилось.

Тебризский базар. Источник https://twitter.com/Shirinnezafati
Тебризский базар. Источник https://twitter.com/Shirinnezafati

Французский протекторат объектов культуры Северной Африки открыто признается как способ заставить местное население принять французские войска в своих странах. В сентябре 2014 года тогдашний госсекретарь Джон Керри использовал открытие выставки в Метрополитан-музей в качестве фона для эффективного оправдания американских бомбардировок против ИГИЛ в Сирии, начавшуюся всего несколько часов спустя, — во имя защиты культурного наследия. Позиционирование себя как спасителя наследия не повод для гордости. Это оружие войны.

То, что такое позиционирование является военной тактикой, ясно из того, насколько избирательно его использование. За последние 20 лет США напали и разбомбили несколько стран на Ближнем Востоке. В процессе этого было разрушено много исторических памятников. После вторжения в Ирак американские военные создали базу в Древнем Вавилоне, нанеся ущерб этому месту. Совсем недавно он при освобождении города Мосула в Ираке были были разрушены как исторические, так и современные здания. США годами поддерживали саудовскую коалицию, которая массово уничтожало культурное наследия в Йемене (в то же время вызвав гуманитарную катастрофу). Не говоря уже о других преступлениях: агрессивная война, пытки, коллективные наказания и многое другое. Угрозы Трампа не означают разворота. Нового в них лишь то, что о своих намерениях теперь заявляют публично, а не отказываются их признавать или пытаться скрыть. Как обычно, уникальными являются грубость и вульгарность Трампа, но это лишь стилистические проблемы.

город Кашан, Иран. Источник: https://twitter.com/AtiehS
город Кашан, Иран. Источник: https://twitter.com/AtiehS

Возможно, нам следует рассматривать эти призывы обратить внимание на глобальное значению иранского наследия в более позитивном свете, как благонамеренную, но ошибочную попытку заставить людей во всем мире почувствовать, что они заинтересованы в этой самой иранской культуре. Или же мы должны воспринимать их как циничные, предполагая, что читатели будут заботиться только о памятниках и их связи с библейскими событиями, а не о плоти и крови (живых) иранцев?

Сейчас самое время для ясности. Нацеливание на иранское культурное наследие-это прежде всего плохо из-за разрушительных последствий, которые оно будет иметь для иранцев. Мы в остальном мире можем чувствовать реальную потерю, но это вторично

Культурное наследие не существует обособленно: это живое существо, находящееся в самом сердце живых сообществ людей из плоти и крови. Очень важно понять и выразить то, что действительно поставлено на карту и что действительно имеет значение.