Найти в Дзене
Театр ARTиШОК

Как я написала пьесу «Всё спокойно» - драматург Ольга Малышева

Перед премьерой спектакля «Все спокойно/Мен ояндым» мы спросили авторов пьес – казахстанских драматургов Ольгу Малышеву и Малику Илахунову – об истории создания этих текстов. И хотя вопрос «что вы хотели сказать своей работой» не самый любимый у авторов, для зрителей ARTиШОКа они на него ответили. Ольга Малышева о пьесе «Все спокойно» «Все спокойно» - это самый успешный мой текст на сегодняшний день. Пьеса вошла в шорт-лист фестиваля «Любимовка», ее в формате читки представляли трижды в Алматы (два раза в ARTиШОКе и один – в галерее «Артмекен»), в Москве на фестивале «Любимовка», в Туле на арт-площадке «Барабан». По ней даже поставили спектакль в маленьком провинциальном городке в Украине, это случилось без моего ведома, а результат вышел очень стыдным – вспоминать смешно. Если любопытно, запись легко гуглится. Но лучше не надо. Эта пьеса была моей курсовой работой на семинаре драматургии Дины Махметовой в Открытой литературной школе Алматы. Изначально я придумала историю про клерка,

Перед премьерой спектакля «Все спокойно/Мен ояндым» мы спросили авторов пьес – казахстанских драматургов Ольгу Малышеву и Малику Илахунову – об истории создания этих текстов. И хотя вопрос «что вы хотели сказать своей работой» не самый любимый у авторов, для зрителей ARTиШОКа они на него ответили.

Ольга Малышева о пьесе «Все спокойно»

«Все спокойно» - это самый успешный мой текст на сегодняшний день. Пьеса вошла в шорт-лист фестиваля «Любимовка», ее в формате читки представляли трижды в Алматы (два раза в ARTиШОКе и один – в галерее «Артмекен»), в Москве на фестивале «Любимовка», в Туле на арт-площадке «Барабан».

По ней даже поставили спектакль в маленьком провинциальном городке в Украине, это случилось без моего ведома, а результат вышел очень стыдным – вспоминать смешно. Если любопытно, запись легко гуглится. Но лучше не надо.

Эта пьеса была моей курсовой работой на семинаре драматургии Дины Махметовой в Открытой литературной школе Алматы.

Изначально я придумала историю про клерка, который собирает документы для тендера, чтобы отправить их в Астану – такой «Колобок» по форме: герой путешествует по своей вселенной, уходя от антагонистов, и когда он уже почти добивается цели, появляется «лиса» - неразрешимая проблема, которая все портит.

«Колобок» обрастал деталями, один основной персонаж сменился тремя, лесные звери превратились в городские страшилки.

Первая страшилка, с которой в пьесе «Все спокойно» сталкиваются герои – это сообщение-предупреждение в WhatsApp о том, что по городу ходит и стреляет человек. Это отсылка к истории «алматинского стрелка» Руслана Кулекбаева.

Спектакль «Все спокойно/Мен ояндым» в ARTиШОКе. Фото Хаято Мацумото
Спектакль «Все спокойно/Мен ояндым» в ARTиШОКе. Фото Хаято Мацумото

В тот день, когда он пришел с оружием к зданию ДКНБ в Алматы, я находилась в Киеве и за событиями следила через соцсети. Интересно, что в это же время в Киеве была и режиссер ARTиШОКа Галя Пьянова, мы переписывались и делились переживаниями о том, что в нашем городе происходит.

И так как не было возможности оценить, что из проговариваемого в мессенджерах и соцсетях правда, а что вымысел, я очень хорошо запомнила это чувство страха и растерянности.

Оно мне было знакомо, впрочем. Еще годом ранее, когда в Алматы нашли схроны с арматурой и зажигательной смесью, я была в Петербурге, и тоже только дистанционно наблюдала за паникой. Именно вот это ощущение: когда ты не знаешь, где ложь, где страх, где правда – я вложила в пьесу.

История «алматинского стрелка» здесь не доминирует, это одна их многих городских легенд. Наравне со слухами о крахе банковской системы, о надвигающемся землетрясении, о массовых беспорядках и совершенно бытовом трэше вроде бананов со СПИДом и поддельных яйцах из Китая.

Спектакль «Все спокойно/Мен ояндым» в ARTиШОКе. Фото Хаято Мацумото
Спектакль «Все спокойно/Мен ояндым» в ARTиШОКе. Фото Хаято Мацумото

А вот в какой момент в пьесе появились маски итальянской комедии даль арте, я уже не вспомню. Но мне показалось, что на фоне всего этого абсурда такие герои станут более чем органичными. Их в пьесе три – Коломбина, Арлекин и Бригелла, но по факту под масками скрываются полтора десятка разных персонажей: от патрульного полицейского до скандальной клиентки в кафе. Я их всех ассоциировала с интернет-троллями – безликими провокаторами, которые делают вид, что знают всё и обо всем.

«Человеческих» персонажей в пьесе тоже три, причем типажно они соответствуют маскам – Коляха похож на Бригеллу, Шара на Коломбину, Али на Арлекина. Разница только в том, что они по-настоящему живые. Они говорят. Я помню, как на обсуждении на «Любимовке» в Москве зрители отмечали речь моих героев, говоря, что это «почти вербатим». Так и есть – у каждого героя был настоящий прототип, у которого я подворовала интонации и интересные словечки.

Отвечая на вопрос, о чем пьеса «Все спокойно», я обычно говорю: о том, что у нас короткая память.

Что мы ведемся регулярно на провокации, пытаемся разоблачать какие-то мифы, а уже некоторое время спустя снова наступаем на те же грабли.

Спектакль «Все спокойно/Мен ояндым» в ARTиШОКе. Фото Хаято Мацумото
Спектакль «Все спокойно/Мен ояндым» в ARTиШОКе. Фото Хаято Мацумото

Еще она о том, как мы можем бесконечно терпеть. У нас такая ментальность: что бы вокруг ни происходило, как бы ни рушилось, мы повторяем: все стабильно, все спокойно, все хорошо. Мы живем в самой лучшей стране.

Это как в песне Опиа «Я умираю в Нур-Султане»: «мой народ никогда не восстанет».

Правда, лето прошлого года показало: все-таки восстанет. Но речь об этом уже пойдет в пьесе Малики.

«Все спокойно/Мен ояндым» на Малой сцене ARTиШОКа 16, 17 и 18 января.

-4

Билеты по ссылке.