Архивы знаменитых тюрем полны историями о заключённых, жестоком обращении и громких побегах. Во многих из них до сих пор коротают дни и ночи осуждённые преступники и жертвы политического режима.
А некоторые, перелистнув страницы своего жуткого прошлого, выполняют вполне миролюбивые функции музеев и хранилищ.
Ханой Хилтон или Адская дыра "the Hoa Lo Prison" " Вьетнам "
Неформальное название тюрьмы - «адская дыра» (the Hoa Lo Prison) - неслучайно. Здесь имелись все условия для «становления на путь истинный» политических заключённых всех мастей. Хотя для американцев, побывавших здесь в своё время, было сделано исключение. Они и решили сравнить тюрьму с отелем: настолько комфортабельным показалось им пребывание в её застенках.
На самом деле, как писала Анна Ахматова, «...здесь праведных пытают по ночам, и голодом неукротимых морят». Эти слова в полной мере отражают положение вещей в «адской дыре». Особо жестокие пытки испытали на себе жертвы французских колонистов, жаждущие освобождения от гнёта «Французского Индокитая», и заключённые времён Вьетнамской войны (1975 г.). В 90-х годах в «Центральном Доме» (эвфемизм для слова «тюрьма») открылся музей, где представлены как экспонаты из прошлого, так и объекты, принадлежащие современным заключённым. К примеру, под стеклом в Ханой Хилтон можно увидеть форму и парашют Джона Маккейна.
Алькатрас " Калифорния "
Подплывая к берегам зелёного острова в заливе Сан-Франциско, первое, на что обратил внимание испанец Хуан да Айала, — это обилие птиц с огромными клювами. На увиденное моряк воскликнул: «Les alcatraces!», что означает «пеликаны» в переводе с испанского. Так родилось название форпоста, просуществовавшего на острове вплоть до 1909 года, пока на его месте не соорудили тюрьму для особо опасных преступников.
В знаменитую тюрьму Алькатрас отправляли и тех, кто не желал провести остаток жизни взаперти и пытался бежать из прежних мест заключения, что невозможно было бы сделать на новом месте. Отчаянных ждала неминуемая смерть! «Звездами Алькатраса» являются всем известный Аль Капоне, а также «враг № 1» США - Джордж Келли Барнс, американский гангстер времён сухого закона.
Замок ИФ "Франция"
Увековеченный в нетленном романе «Граф Монте Кристо» Chateau d'lf стал легендой, как и сами герои Александра Дюма. Расположившийся на одном из островов Фриульского архипелага площадью 30 ООО м2, в значительном удалении от Старого порта города Марселя, замок окружён ореолом тайны.
Здесь можно увидеть не только знаменитый подкоп, сделанный Дантесом в своей камере, но и каземат «Железной маски». Последнее, что видел в своей жизни капитан «Гранда св. Антония» Жан Батист Шато, завёзший в город чуму, были стены печально известной крепости. Шевалье Ансельм, первый узник замка ИФ, заключённый сюда по подозрению в заговоре против монаршей особы, нашёл среди бушующих потоков Средиземного моря своё последнее пристанище.
В итоге, созданная с целью охранять бастионы на подступах к французскому порту, но так и не применившаяся ни разу по назначению крепость, была превращена в музей для публичного посещения в XIX веке и признана властями Франции историческим памятником.
Тауэр "Великобритания"
Лондонская каменная крепость известна не только масштабной ювелирной коллекцией британской короны, но и населявшими её привидениями. В большинстве своём «вечными жителями» Тауэра были многочисленные заключённые-оппоненты правящего режима. Стены крепости помнят сыновей Эдуарда IV, захватившего престол в ходе Войны Алой и Белой розы, которых будущий король Англии Ричард III бросил умирать в «Кровавую башню».
В ещё одной печально известной башне Тауэра был заключён Томас Мор, отказавшийся признать Генриха VII главой англиканской церкви.
Сейчас Тауэр открыт для посетителей всего мира. Для антуража к входу в самую известную Белую башню, сооружённую во времена Вильгельма Завоевателя, приставлены бифитеры (иначе Йомен Вордеры), стражи крепости. В обязанности одного из них входит ухаживать за королевскими воронами, которые стали неотъемлемой частью Лондонского Тауэра.
Кресты "Россия"
Следственный изолятор №1 в городе на Неве известен больше под названием «Кресты» из-за внутреннего крестообразного устройства зданий на его территории. Антоний Иосифович Томишко, автор проекта одиночной тюрьмы, вопреки своему Австро-венгерскому происхождению решил построить первую тюрьму в России «совершенно просто и без излишеств, нередко допускаемых в западных государствах».
Строительные работы начались в 1884 году. Основное здание, похоже на берлинскую тюрьму Плетцензее, напоминает звезду или веер. Появление тюрьмы стало значительным «рывком» в системе исполнения наказаний, ведь до этого судопроизводство вершили власть имущие в подвалах и погребах.
Здесь сидели многие представители творческой интеллигенции нашей страны, начиная от Керенского до Льва Гумилёва.
В настоящее время Учреждение ИЗ-47/1 УФСИН России г. СПБ и ЛО по прежнему остаётся самым большим среди учреждений уголовно-исполнительной системы.
Бастилия "Франция"
Наученный горьким опытом Жакерии и восстанием Этьена Марселя, Карл V для собственной безопасности решил соорудить крепость в предместье Сент-Антуан. Восемь хорошо укреплённых башен и огромный ров были призваны стать защитой королю. Свою «нуарную», тёмную и мрачную, репутацию знаменитая тюрьмаБастилия приобрела с первыми заключёнными, которые, переступив однажды порог своей камеры, уже вряд ли выходили на волю.
Одним из них был Жак ДАрманьяк, которого поместили в железную клетку, а потом обезглавили в 1477 году. Ни титул, ни звание не могли стать гарантом спасения.
В Бастилии содержались и принцы крови, и аристократическая братия. Слухи об «упразднении» крепости начались «сверху» в 1784 году в целях экономии государственного бюджета. Годовое содержание знаменитой тюрьмы выходило французским властям в копеечку. Однако выполнить «деконструктивную миссию» было суждено народу 14 июля 1789 года, когда восставшая вооруженная толпа взяла штурмом Бастилию и освободила семерых заключенных.
«Отныне здесь танцуют!» - такая надпись украсила площадь после того, как была разрушена веками, стоявшая на ней тюрьма. Эта дата, памятная и известная как День взятия Бастилии, широко отмечается французами до сих пор.