Найти тему

[Б]Наречение имени Иисус Господу

Оглавление

[!]У евреев на восьмой день по рождеству, по закону, требовалось обрезывать всякого младенца мужского пола. Так заповедал Господь Бог Аврааму. (Быт. 17:10)

Евангелие от Луки, Глава 2, Стих 21

Автор Апостол из 70, спутник апостола Павла, врач - Лука, 48-63 гг., Рим


По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

Толкователь:

Симеон Солунский святитель

О том, что и Господь принял имя на восьмой день, когда наречён был Иисусом Так это было и с Господом, ибо, приняв об­резание на восьмой день, Он был наречён Иисусом. У нас обрезания нет, потому что Спаситель исполнил за нас требования зако­на и избавил нас от рабства закону. Нам же Он дал иное обрезание для всего нашего су­щества – Божественное крещение, которое не плоть обрезывает, но отъемлет грех. У древних иудеев обрезание совершалось на восьмой день – и теперь мы, верные, на восьмой же день получаем имя, потому что восьмой день знаменует собой обновление. Ибо когда заканчивается седьмой день, да­лее которого не простирается счет дней не­дели в этой жизни, совершающей свой круг по седмицам, тогда с восьмого дня вновь начинается счет, что служит знамением вос­кресения и прообразом жизни вечной. Ибо в восьмой день и Господь воскрес, а мы ча­ем последнего дня вечной жизни, которая будет уже бесконечной, как мы знаем по учению. Так вот, в этот-то восьмой день, как несо­вершенные, обрезывались иудеи только мужеского пола, принимая печать на муж­ском органе. С одной стороны, данный об­ряд также предвозвещал воскресение по окончании седмицы (т. е. нынешнего века), а с другой, он означал, что некогда похоть плоти прекратится и настанет жизнь нет­ленная, чуждая дел плотских. Хотя иудеи и не разумели этого вполне, не помышляя об истинном обрезании, то есть об отверже­нии греха. Теперь это совершается в святом крещении, которое внушает нам, что мы бу­дем нетленны, целостны и ничто не сможет вредить нам. Между тем, тот, кто обрезыва­ется, портит своё тело, и оно уже не бывает таким, как от природы. Поскольку мы рождаемся не бесстраст­но, то это рождение от похоти и остаётся с нами. Но через крещение нам даруется рождение не от похоти плотской, не от хотения мужского, но от Бога, то есть воз­рождение баней пакибытия. Потому и имя младенец получает на восьмой день, подобно Спасителю, Который наречён был спасительным именем Иисус. После крещения, запечатлённый печатью Духа и осенённый знамением креста на челе, устах и сердце (как уже сказал я, для сил разумной, словес­ной и жизненной) и вписанный в Книгу веч­ную вместе с обретённым именем, младенец возвращается матери. На сороковой день мать снова приносит его в храм как дар Богу. Священник, стоя перед дверьми храма (потому что прежде молитвы входить туда нельзя), запечатлева­ет их обоих и освящает молитвами. Затем он преподаёт матери очищение от сладо­страстного и нечистого рождения (так как уже прошло сорок дней после рождения, за которые в младенце проснулась осмыслен­ность и он научился играть). Потом ие­рей разрешает ей вход в церковь, куда она не могла до тех пор входить как недостой­ная ни этого, ни Причастия святого и чи­стого. Затем иерей, взяв дитя на руки (как сделал Симеон, принявший в свои объятья Младенца Господа), восклицает: ныне от­пущаеши, чтобы младенец был очищен от грехов и увидел свет – Христа, откровение язычникам и славу Нового Израиля, и буду­чи порождён Духом, узрел затем Господа. Если младенец крещён, то иерей вносит его в алтарь, к престолу, и обносит вокруг него, совершая как бы поклонение и пока­зывая, что дитя есть приношение Богу и по­клоняется Создателю. Если же ребёнок пока не крещён, то, став перед входом в алтарь и совершив поклон в сторону жертвенни­ка с младенцем на руках, иерей возвращает его матери и отпускает её. С этого момента младенец считается оглашенным, а мать как очистившаяся получает свободный доступ в храм и возможность причащаться Святых Таин, когда желает того и считает себя гото­вой. Именно так всё и происходит.

Источник "Премудрость нашего спасения". I. О святых священнодействиях и таинствах церковных. ст. 28.