8 шагов, которые помогут выявить очевидный брак часового механизма
Покупая часы, люди первым делом, естественно, рассматривают их внешний вид: состояние корпуса и стекла, качество ремешка, проверяют нет ли грязи на циферблате, все ли надписи на месте и не отваливаются ли часовые индексы, если часы хорошенько встряхнуть. Предположим, все в порядке. Остается самое сложное, но интересное – проверить качество работы и точность хода часового механизма.
Внимание! Приводимые здесь рекомендации не являются профессиональным тестированием – их можно предпринять самостоятельно, в домашних условиях и без использования специального оборудования. Эта проверка может выявить очевидный брак механизма, но не гарантирует его безупречную службу в будущем.
Шаг первый. Прочитать инструкцию
Паспорт часов вообще всегда читать обязательно, хотя бы для выявления подделки: номер, указанный в паспорте должен совпадать с серийным номером модели. Кроме того, в паспорте указываются базовые характеристики механизма. Частота работы баланса, точность хода (пределы погрешности в сутки для механики и в месяц для кварца), запас хода пружины, срок службы батарейки. Если у механизма есть усложнения – инструкцию по их эксплуатации надо изучить особенно внимательно, например, скачав заранее с официального сайта – это при случае, если вы уже определились с выбором. Там должны быть описаны такие нюансы, как порядок перевода стрелок, корректировка календаря, запуск хронографа, установка таймера – в общем, все то, что легко сломать, если жать не на те кнопки и вращать головку не в ту сторону.
Шаг второй. Завести часы
Установив головку в положение завода (обычно, непосредственно у корпуса, но бывает, что нужно снять блокировку), надо медленно вращать ее от себя. Завод должен идти плавно, с легким усилием и равномерными щелчками. Если слышны какие-то хрипы, трески или проскакивания – повод обеспокоиться. Если часы полностью остановились, то механизм должен пойти уже после 3-5 поворотов головки. Теперь можно проверить и автоподзавод: его ротор не должен свободно вращаться, а лишь немного покачиваться, при этом тоже должны быть слышны легкие щелчки.
Шаг третий. Покрутить стрелки
В инструкции может быть написано, что в этом продвинутом механизме стрелки можно вращать в любом направлении – например, для перевода времени в другом часовом поясе. И все же часовые мастера советуют крутить стрелки, во всяком случае, в механике только по ходу, так создается меньшее давление на колесную передачу. Вращая стрелки, проверяем следующее: насколько плавно они идут, легко ли вращается головка, не цепляются ли стрелки друг за друга. Опять же, нет ли проскоков, щелчков и хрипов. Отдельно надо убедиться в согласованности стрелок – выставить их последовательно на отметки 12, 3, 6 и 9 часов. Минутная стрелка в этом случае должна стоять ровно на отметке 12, допускается отклонение не более чем на полминуты. Если в ключевых точках стрелки заметно расходятся, возможно, в механизме что-то повредилось при транспортировке. Эта проблема легко решается в хорошем сервисе.
Шаг четвертый. Проверить календарь
Опять же из инструкции можно узнать, как правильно в этих часах переводить дату и день недели. Например, нет ли у календаря «запретной зоны» (ночные часы во время смены суток), когда ни в коем случае нельзя переводить дату, чтобы не сломать весь механизм. Если у календаря есть отдельная позиция заводной головки или дополнительная кнопка для ускоренной коррекции, то надо проверить, как она синхронизируется с ходом стрелок. Например, вначале установить дату, а потом переводом стрелок проверить, переключится ли она на следующую. Часовые мастера рекомендуют провести такую проверку, как минимум, на четырех днях и всех днях недели, при наличии. Если цифра в окне даты будет не полностью попадать в окно при ускоренной проверке – это нормально. Но вот половинки от двух дат и зависание диска недопустимы.
Шаг пятый. Поиграть с усложнениями
Конечно, если в часах есть хронограф или GMT или, может даже, минутный репетир, хочется, чтобы они на полную катушку оправдывали вложенные в них деньги. Тут снова надо следовать инструкции, чтобы не сломать сложный механизм: например, категорически нельзя запускать репетир при недостаточном заводе, если в паспорте не указана система «все или ничего». Впрочем, есть владельцы многофункциональных часов, которые никогда всеми функциями не пользуются. Например, не переводят стрелку GMT, а в Casio G-Shock понятия не имеют, какой кнопкой установить таймер.
Шаг шестой. Послушать механизм
Очень многие любят именно механические часы за их успокаивающее «тиканье». Оно является результатом стука друг об друга подвижных частей баланса и спуска: импульсного камня, анкерной вилки и анкерного колеса. Чем быстрее работает баланс – тем выше частота ударов. Можно на слух сравнить ход баланса, работающего на частоте 2,5 Гц (18 000 пк/час) и 4 Гц (28 800 пк/час) – один делает 5 ударов в секунду, а второй 8. Вторые часы, естественно, идут точнее и считаются стандартом в современной автоматической механике. Также можно заметить, что, чем быстрее баланс, тем более плавно движется секундная стрелка. Свои наблюдения можно сравнить с информацией, указанной в паспорте.
Шаг седьмой. Проверить точность хода
В мастерских есть профессиональный прибор Witschi, который буквально «слушает» регулятор и определяет точность хода с погрешностью до секунды. С его помощью часы также тестируют еще на фабрике или в лаборатории COSC и заносят эти показания в паспорт. Мало у кого дома есть собственный «Вичи» и уж тем более нелепо ходить с ним по бутикам, так что проверить точность часов непосредственно в момент покупки не удастся. Зато можно сразу полностью их завести и выставить на точное время (желательно ровное) по смартфону. А затем через сутки проверить показания. Для механики без сертификата хронометра отклонение в пару минут считается приемлемым. Что касается кварцевых часов, то тут все проще. Их выпускают с фабрики с работающей батарейкой, поэтому если они уже в момент покупки показывают неправильное время в минутах – это реальный повод обеспокоиться.
Шаг восьмой. Проверить запас хода
Механические часы после 24-часовой проверки на точность можно оставить еще полежать – до полного расхода заводной пружины. Так можно лично убедиться в продолжительности запаса хода и насколько сильно он отличается от цифр, заявленных в паспорте. Поскольку полная остановка вредна механизму, так хотя бы будете знать, когда реально надо заводить часы, чтобы ее избежать.