Мы продолжаем серию наших публикаций по итогам декабрьского учительского Марафона, прошедшего в группе "Смешанное обучение" на Facebook.
Об уроке русского языка вы можете прочитать здесь. А у нас на очереди - работа победителя второго этапа Марафона Ирины Шегай и это будет урок информатики! Но необычный, а в формате смешанного обучения!
Этап за этапом вы пройдете вместе с учителем тему о циклических алгоритмах, увидите фотографии с настоящего урока в 6 классе московской частной школы:
Перед учителем стояла важная задача: "Учитывая разный уровень учащихся в классе, повысить качество усвоения знаний по предмету с усилением познавательного интереса учащихся в усвоении учебного материала, при этом развивая общеучебные умения и навыки, коммуникацию, самостоятельность, ответственность, самооценивание, а также понимание учащихся, чему им следует учиться и как. Преимуществами применения на уроке моделей смешанного обучения, будут являться формируемые в классно-урочном режиме коммуникации учащихся, спонтанность, дающая возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность обучения и глубина рефлексии. И очень важное преимущество – вовлеченность в учебный процесс 100% обучающихся"
На уроке Ирина использовала модели «Автономная группа» и «Смена рабочего пространства», а также комбинацию этих моделей (подробнее об этих и других моделях смешанного обучения вы можете прочитать на нашем сайте).
"В модели «Автономная группа» я делю класс на две группы, в одной из которых основное обучение ведется online, а компонент личного общения со мной используется для группового или индивидуального консультирования, в другой группе - основное обучение ведется не в online-форме, а компонент online-обучения используется для поддержки и отработки навыков.
Модель «Смена рабочего пространства» является развитием модели «Автономная группа», но число групп здесь увеличиваю в зависимости от видов учебной деятельности. В данной модели закрепляется каждый вид деятельности за конкретным рабочим пространством класса, что в итоге снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид работы.
Итак, конкретно по интересующим моментам требуемого описания урока (опускаю традиционные этапы приветствия, проверки, объявление темы и т.д.):
Запускаю интерактивную викторину (прием «Эйр Гайд» - тест до изучения нового материала и после), она не только знакомит ближе с темой урока, но позволяет расставить акценты и проводит актуализацию знаний учащихся. После викторины расходимся по автономным группам. Количество человек в каждой группе примерно одинаковое, но всегда может меняться, я даю возможность ученику выбрать способ изучения материала, и, надо сказать, немногим больше половины ребят выбирают чаще online-изучение. В общем, группа А – садится за компьютеры, ребятам предлагаются online-ресурсы для изучения темы (ЯКласс и Бином):
Группа Б работает за круглым столом, так называемый, очный компонент, здесь важно не столько «традиционно объяснить» новый материал (хотя есть и такие фрагменты), сколько предложить учащимся индивидуальные или групповые задания, знакомящие с новым учебным материалом и выполнять функцию помощника при выполнении учащимися заданий.
В процессе работы двух групп, наверное, самым сложным для меня бывает внимательное отслеживание темпов работы каждого ученика, потому что нужно вовремя поменять задание (например, легкое и неинтересное для сильного ученика), либо наоборот обратить внимание ученика на недочеты и предложить пройти повторно подобное задание, тому, что решено с недочетами.
Обычно группа А спустя 5-10 минут уже делает практические упражнения (в данном уроке это - «циклические алгоритмы»).
Когда вижу, что в группе Б почти все справились за столом с заданиями (да и отведенное время на вид работы заканчивается), провожу опрос по методу «Тэйк офф, тач даун» (вариации: «Да-нет», «Встать-сесть», «Рука правая-рука левая», - в зависимости от настроя ребят).
После этого мы приглашаем учеников из группы А вернуться к нам и запускаем викторину, которая была вначале («Эйр Гайд», тест до и после). Ребята обычно с удовольствием проходят ее повторно и довольны результатами.
А дальше мы меняем рабочие пространства. Группа Б садится за online. Группа А приходит ко мне на мини-проекты, индивидуальную и групповую работу. Еще есть такая особенность, один ученик из группы А остается в зоне online, как курирующий консультант для одноклассников, это облегчает мне отслеживание процесса, тем более что я в это время занята организацией мозгового штурма с группой А («Континиус раунд робин»), а ребятам из группы Б обязательно нужен куратор в зоне online. Реже этих учеников остаются двое («консультант» и «советник»).
Группа Б делает упражнения по новой теме, причем группе Б даются упражнения, которые пошагово приводят их к осознанному применению новой темы. (Ребята убеждаются в пользе новой изученной конструкции цикла).
В это время группа А разбивается на пары. В последнее время использую «сингапурское» разбиение, которое позволяет интересно и без моего указания создавать каждый раз новые группы из пар. Каждой группе дается задание: написать программу, создающую на поле многоугольник (у каждой группы он свой), используя алгоритмический язык (а также ребята могут выбрать свой вариант, Scratch, Чертежник и т. д) и использовать при этом разные алгоритмические структуры (линейные и циклы). Проанализировать обе программы и сделать выводы.
Писать программу, не имея подсказок на экране – для 6 класса достаточно сложно, выбрать в паре свой вариант (свой язык) создания программы – тоже нелегко, зато сформулировать выводы вдвоем уже легче)). Дается время, и пока группа А занята, возвращаюсь к online-зоне. Мне необходимо переговорить с каждым и увидеть динамику развития учащихся в группе Б. Консультанта-ученика, который помогал мне в это время, я либо оставляю, либо присоединяю к групповой работе, или он занимается оставшееся время индивидуально (учитываю выбор ученика, как правило, обычно это сильный ученик, из «перевернутого класса» или с индивидуальным планом). Осталось не так много времени на уроке. Одна группа заканчивает online-упражнения, другая – выбирает совместно, чью программу «Многоугольник» и выводы демонстрировать у доски. Мы собираемся все вместе за «рыцарский стол», и после выступления пары из группы А приступаем к рефлексии и самооцениванию (индивидуально при этом стараюсь переговорить с каждым).
Рефлексия и самооценивание важны, учащиеся используют результаты для того, чтобы понять, чему им следует учиться и как, а также определить свои сильные и слабые стороны.
Обе приведенные выше модели смешанного обучения подразумевали чередование моего прямого личного общения и обучающихся (очный компонент) с взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным телекоммуникационными технологиями (online-компонент). Порядок чередования у меня реже бывает фиксированным, чаще гибким (по обстоятельствам и в зависимости от состава класса).
ФГОС второго поколения ориентируют нас на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Смешанное обучение складывается из традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса, интерактивного взаимодействия, опосредованного компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными онлайн ресурсами и самообразования. И ключевым в определении смешанного обучения является слово взаимодействие."
Понравился урок? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!