Найти тему

«Чудеса случаются, но только если ты веришь и постоянно трудишься»

Справедливость этих слов Марат Ильясов из города Бавлы (Республика Татарстан) проверил на личном опыте. В 2006 году он попал в страшную аварию, после которой у него было парализовано всё тело. Диагноз — разрыв спинного мозга. Врачи не давали надежды даже на то, что мужчина сможет самостоятельно сидеть.

Несмотря на все прогнозы, наш герой продолжал верить и, самое главное, работать. Уже спустя год после аварии случилось чудо: он встал на ноги. За плечами — сложная операция, бесконечные курсы реабилитации, различные упражнения по 12 часов в сутки.

Марат нашёл в себе силы и окончил первый университет спустя полтора года после аварии, далее получил ещё два высших образования. Наконец, он разработал авторские специализированные тренажёры для инвалидов и открыл реабилитационный центр «Я смогу».

Фотография из личного архива. На открытии спортивно-реабилитационного центра «Я смогу»
Фотография из личного архива. На открытии спортивно-реабилитационного центра «Я смогу»

В 2006 году Ильясов вместе с лучшим другом ехал домой из Уфы. На тот момент он учился на четвёртом курсе заочного отделения Московского государственного открытого университета (горно-нефтяной факультет), параллельно работал в компании «Татнефть» оператором. До учёбы успел отслужить два года в армии в Хабаровске.

Он собирался жениться, связывал своё будущее с городом Бавлы, там же приобрёл квартиру в ипотеку. Но в один миг все планы были разрушены.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

— Марат, расскажите, куда вы ехали в тот роковой день?

— Сессия должна была быть, и мы как раз собирались в Москву уезжать. Но перед отъездом поехали отвозить документы друга в Уфу — он просто устроился на другую работу. На обратном пути мы и попали в аварию. Он [друг] был за рулём, я ехал на пассажирском сиденье, дремал тогда. Открыл глаза на долю секунды как раз перед столкновением.

— Что конкретно случилось? Это было лобовое столкновение?

— Да. Когда мы ехали по трассе, он [друг] начал обгонять колонну машин. Не успел сделать манёвр — и мы столкнулись с КамАЗом.

После этого столкновения мужчина получил перелом шейного отдела, отёк мозга, отёк лёгких, отказ работы всех мышц. Ещё две недели он пролежал в реанимации в районном центре. Затем ему провели сложную операцию в Уфе. Там же, в 22-й больнице скорой медицинской помощи, он проходил дальнейшую реабилитацию.

— Вам приходилось жить практически на два города? Как ваши родные справлялись со всеми трудностями?

— В это отделение [неврологическое] мы приезжали раз 30 за семь лет. Мы оплачивали месяц-полтора лечения, жили в двухместной палате вместе с мамой. Собирали деньги все родственники, друзья, поддерживали нас как могли. Так лечились — и на недельку возвращались домой [в Татарстан]. Было сложно, очень сложно. Но все вместе мы справлялись.

Фотография из личного архива. После аварии
Фотография из личного архива. После аварии

— Спустя год вы смогли встать на ноги. Всё это благодаря постоянным занятиям, реабилитации. Но кто вас всё это время поддерживал в эмоциональном плане?

— С девушкой мне пришлось расстаться спустя 11 месяцев после аварии. Но я благодарен ей за время, которое она мне подарила. Тем не менее всегда меня поддерживала мама. Она научила идти вперёд несмотря ни на что, двигаться. Также поддерживали старший брат, младшая сестра. Но на тот момент они оба были в разных городах. А так — мама бросила работу и всё это время была со мной. Ни на шаг не отходила.

— Случалось ли, что у вас опускались руки и не хотелось продолжать борьбу, несмотря на мамину поддержку?

— Я, когда лежал в больнице, спросил у своего врача, когда смогу ходить. На этот вопрос он ответил мне так: «Не то что ходить — сидеть не мечтай с такой травмой».

— Какие мысли вас посещали после этих слов? Что заставляло верить в то, что всё наладится?

— Приспосабливаться я могу к любым ситуациям — опять же мама научила. Я научился брать себя в руки, не зацикливаться на таких моментах, а искать выход из ситуации. Надо работать, больше всего пробовать. Что только я тогда не пробовал! Слышали про иппотерапию? Так вот, эта методика езды верхом на лошади помогает в реабилитациях. Я и её пробовал. Всем было страшно, а я пробовал. Три года на лошади верхом ездил, были определённые улучшения.

Сегодня у нашего героя три высших образования. Получив свой первый диплом, он поступил в Казанский государственный медицинский университет и успешно отучился в нём. И буквально месяц назад закончилась учёба в Поволжской государственной академии, где Ильясов получил диплом по физическому воспитанию.

Это далеко не все победы в жизни Марата. О его истории услышали другие, он начал принимать активное участие в различных социальных конкурсах, проектах, фестивалях, в которых впоследствии занимал призовые места и получал за это гранты. Даже выступил со своим проектом «Я могу всё» перед главами двух республик — Башкортостана и Татарстана. А в минувшие выходные Ильясов стал лауреатом республиканской премии «Герои нашего времени» в Казани.

В прошлом году Марат вместе с партнёрами, получив финансирование, начал вести переговоры с заводами и изготовителями тренажёров. Ему хотелось поскорее увидеть то, что он годами готовил и вырисовывал на бумаге.

— Как вам пришла в голову идея с разработкой собственных тренажёров, с созданием реабилитационного центра?

— Тренажёры для реабилитации я уже давно разрабатывал в голове, визуализировал. Прикидывал, представлял, что и какому человеку подойдёт. Я ведь побывал и в реабилитационном центре в Германии, и у нас в Уфе. Везде чего-то не хватало, как будто они не подходили мне. Мы с 2014 года приглашали людей ко мне домой, они раз в неделю занимались у меня в комнате. Я представлял ещё тогда, какие комплексы, какие тренажёры могут помочь таким, как я. Сейчас у нас уже 15 авторских тренажёров.

Что касается реабилитационного центра, то произошло всё это благодаря поддержке моих партнёров, отдельно — моего наставника Марата Мирсатовича Нагуманова. 9 мая 2019 года состоялось открытие и запуск спортивно-реабилитационного центра АНОСЛОВ «Я смогу».

Сейчас в наш центр ходят почти 50 человек, у всех есть результаты. Мои тренажёры предназначены как для почти полностью парализованных людей, так и для остальных. Мы планируем дальнейшие улучшения, а также, возможно, открытие ещё одного комплекса в Казани.

— Вы прошли через то, через что ваши пациенты проходят сейчас. Наверняка радуетесь результатам ещё больше, чем кто-либо другой?

— Мы счастливые люди. У нас есть и ноги, и руки. Их просто нужно запустить! У многих в глазах просто нет жизни. А после тренировок, занятий уже что-то появляется, загораются глаза… Просто к каждому нужен свой подход. Я радуюсь за них больше, чем за себя.

Главное, что советует каждому из нас Марат Ильясов, — делать правильный выбор, в какой бы жизненной ситуации мы ни оказывались. Делать выбор, верить в чудо и работать так, чтобы всё становилось реальностью. На примере таких сильных духом людей мы бы хотели ещё раз доказать всем, что невозможное возможно. Даже если в это не верят врачи.