Очарование этого фильма - в новом ракурсе обыденной, казалось бы, реальности. Вроде бы обычный советский инженер (Л. Филатов) попадает в обычный советский город...
Ан нет, не в обычный. Это город Зеро, то есть "нулевой", " отсутствующий". Все в нем и так, и не так. Мистическая атмосфера окутывает, обволакивает зрителя.
Вот инженер Варакин встречается со странным директором завода (А. Джигарханян), становится жертвой странного "розыгрыша" в ресторане.
Потом попадает в милицию. "Так это такой детектив?" - радостно догадывается зритель. Нет, не детектив.
Следует ещё целая череда странных встреч Варакина с местными жителями, в том числе с мальчиком-пророком. А пророчит он личное будущее Варакина:
Вы никогда не уедете из нашего города. Я вижу могильную плиту с надписью - 1935-2015 г.
Далее - посещение необычного краеведческого музея, визит к прокурору, гости в местном "отеле"...
И под занавес - прогулка со всей компанией в вечерний лес, к заветному дубу. И финальная попытка бегства Варакина - вероятно, безуспешная. Ведь город Зеро просто так не отпускает своих "жертв". Или дело в самом Варакине, в его особом внутреннем состоянии?
К счастью, фильм не даёт однозначного ответа, предоставляя зрителю додумывать самому.
Как же можно интерпретировать данный фильм? Как угодно. Можно воспринимать злоключения Варакина как путешествие по некой параллельной реальности (где далеко не все так, как в нашем, обычном мире).
Или как масштабный розыгрыш простого обывателя с целью изучения его реакции. Можно представить и множество других вариантов толкования.
Кстати, в этом плане фильм "Город Зеро" хорош как средство самопознания, ведь по индивидуальной трактовке можно многое узнать о мировоззрении и характере самого зрителя.
Политические смыслы
Легко напрашиваются и политические аллегории. Например, сцена в музее города - это высмеивание оголтелого национализма. Смотритель (Евгений Евстигнеев) с удовольствием показывает Варакину разные экспозиции: оказывается, в городе Зеро и древние римляне бывали, и даже троянцы.
Как тут не вспомнить теорию о древних украх...
Финальную сцену с дубом тоже можно истолковать в политическом ключе. Ведь это не просто дерево, а "дуб власти". И когда персонажи (директор завода, танцор рок-н-ролла и прочие) начинают отламывать его ветки - что это, если не метафора политической анархии?
— А можно веточку на память?
На что похоже?
В литературе и кино можно найти немало схожих сюжетов, основанных на абсурдизме.
Можно отметить, например, сходство с сюрреалистичным романом Кафки "Замок". Землемер К. сталкивается с дикостями бюрократии, со странными и неадекватными личностями.
Фильм "Город Зеро" (1988) К. Шахназарова сильно напоминает и оригинальный сюрреалистический фильм Мартина Скорсезе "После работы".
Герой там тоже вляпывается в разные неприятности на пустом месте. И тоже часто сталкивается с весьма странными персонажами. Хотя, встречные относятся к нему намного враждебнее, чем к Варакину...
Восприятие
Просмотр этого фильма напоминает прогулку по вечернему лесу. Ощущения в чем-то похожи.
Когда, устав от разных житейских дел, выкраиваешь час или даже два для неторопливого путешествия в сумерках среди деревьев, тебя приятно обволакивает тишина и покой. Так и здесь, созерцательность помогает расслабиться.
Практически все персонажи спокойны и задумчивы. И ты воспринимаешь их как старых хороших знакомых. Меньшов, Джигарханян, Евстигнеев, Басилашвили, Щербаков, Филатов...
Ты видишь новые замечательные образы, перед тобой медленно разворачиваются смыслы фильма.
В общем, это кино может стать неплохим средством релаксации. )
Если, конечно, предварительно настроиться, в чем может помочь и данная статья. )
Если статьи о психологии кино вам интересны, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Вы также можете поддержать канал: