Бирон: временщик с неограниченной властью
При дворе русской императрицы Анны Иоанновны очень любили развлечения: что говорить, если даже в шутах у неё князья ходили! И вот однажды у одного из них фаворит царицы Бирон поинтересовался, что о нём думают подданные. Шут, он на то и есть шут, чтобы говорить правду, только в завуалированной форме. Вот он и ответил:
«Вас, ваша светлость, одни считают богом, другие — сатаной, но никто не считает человеком».
Была ли эта ситуация на самом деле или нет, уже неважно, но суть исторического анекдота верна. Многие исследователи и по сей день считают Эрнста Иоганна Бирона, любимца русской императрицы, символом немецкого засилья в высших эшелонах власти. Историк В.О. Ключевский говорил об этом:
«Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении».
Кем же был этот вершитель судьбы России на самом деле?
Сведения о его происхождении противоречивы. Исходя из того, что практически все вокруг его, мягко говоря, недолюбливали, то слухи о Бироне ходили самые нелестные. Якобы отец его был конюхом, а мать служанкой. Другие же, кто искал у него выгоды, наоборот, говорили о древнем и знатном происхождении Бирона.
Истина, как всегда, где-то посередине. Согласно документам род Биренов, а именно так изначально звучала фамилия царского фаворита, был не очень древним и не очень богатым. Его предки служили по военной линии в Курляндии и Польше. Более всех в карьере продвинулся как раз Эрнст Иоганн: он настолько приблизился к императрице, что ни одного решения она без него принимала. Как раз в это время он и изменил в своей фамилии одну буку, и когда говорили о его «родстве» с древнейшим аристократическим родом Биронов, он млел от своей значимости.
Родился Эрнст Иоганн в курляндской глубинке, и о детских и юношеских его годах практически ничего неизвестно. Возможно, после школы он учился в кёнигсбергском университете, однако в списках студентов его имени нет.
Ко двору Бирон попал по протекции канцлера Курляндии и занял пост секретаря тогда ещё герцогини Анны Иоанновны. Вероятно, он быстро завоевал доверие будущей императрицы, потому что вскоре стал управляющим в её имении, а затем быстро поднялся по карьерной лестнице до обер-камергера, что соответствовало второму (!) классу в табели о рангах.
Когда Верховный тайный совет приглашал Анну Иоанновну на российский престол, ей было предложено подписать «Кондиции», ограничивающие её возможности, и одним из условий было не брать Бирона с собой.
Тем не менее он оказался уже на коронации, где новоявленная императрица и одарила его высокой придворной должностью. Бирон, как вскоре выяснится, был злопамятен и мстителен — будут жестоко наказаны те, кто хотел, чтобы он оставался в Курляндии. Да и вообще Эрнст Иоганн русских недолюбливал, правда, и к немцам, говорят, тоже особой симпатии не испытывал.
Тайная канцелярия, восстановленная уже на следующий год после восшествия на престол Анны как Канцелярия тайных и розыскных дел и, судя по всему, курируемая Бироном, пропустила через себя около десяти тысяч дел. Обвиняемые по ним были, как правило, личными врагами фаворита. В частности, по делу о «Кондициях» — «Затейки Верховников» — были репрессированы практически все участники Верховного тайного совета.
В итоге время правления Анны Иоанновны, а точнее — Бирона, получило в истории название Бироновщины. Это понятие закрепилось благодаря мемуарам княгини Н. Долгоруковой, генерал-фельдмаршала И. Миниха и некоторых других противников Бирона. Все они в один голос говорили о грубости и необразованности царского фаворита, о его корыстолюбии и мстительности.
Однако не только государственные дела сближали обер-камергера и императрицу. Их спальни, находящиеся рядом, и постоянное пребывание Анны Иоанновны в семье Биронов породило массу слухов о любовном романе. Например, один из заграничных дипломатов вполне открыто говорил об этом:
«Граф Бирон много лет верно служил её величеству, исполняя в то же время обязанности супруга».
Когда Бирон почувствовал приближение смерти императрицы, он решил получить неограниченную власть — предложил назначить преемником Иоанна III Антоновича, который в ту пору был младенцем, а сам при нём возжелал стать регентом. За два дня до кончины Анна Иоанновна подписала нужный документ.
Однако наслаждаться властью ему довелось около месяца. Фельдмаршал Миних предложил регентство Анне Леопольдовне, матери юного императора. И когда она согласилась, арестовал Бирона. Вместе с семьёй временщик был сослан в Сибирь. Однако при последующих правителях оказался реабилитирован и умер в весьма преклонном возрасте.