К удивлению многих, вопрос об участии женщин в освоении космоса никогда не был простым. Казалось бы, какие препоны можно ожидать в этой теме, помимо понятной гендерной самобытности?
В науке никто вплотную не занимается спецификой женского космоса, рассматривая ее лишь в рамках общей психологии взаимоотношений при подборе экипажей. Тем более что в других профессиях этот вопрос уже давно и вполне сносно разрулен. Возьмем, скажем, большинство армий мира, где женщины прекрасно вписываются в совершенно брутальную обстановку.
Но космос – это все же не армия. К нему ближе, например, задействование женщин-пилотов в экипажах авиалайнеров.
И вот тут первый парадокс – при том, что в отношении женских полетов в космос консерватизма и сомнений неимоверно больше, процент летавших на орбиту женщин гораздо выше, чем среди пилотов гражданской авиации. В общем – сам черт ногу сломит...
Наша страна в этом плане особо «выпячена» - за всю эпоху освоения космоса, туда отправили всего четырех женщин – Валентину Терешкову, Светлану Савицкую, Елену Кондакову и Елену Серову. Сравните это с пятью десятками женщин-астронавтов США, 33 из которых совершили по два и более полетов!
Такой «перекос» поначалу озадачивает. Ведь и НАСА по своей сути не намного лояльнее к женщинам, чем Роскосмос. Объяснение напрашивается в следующем. Справедливости ради можно вспомнить, что внушительное число американских женщин успело «проскочить» на орбиту в больших по численности экипажах «шаттлов».
Действительно, планируя отправку от шести-восьми астронавтов, необременительно ввести в состав миссии несколько женщин. Особенно, когда уйти от настойчивости феминистского лобби в этой стране не представляется возможным. Объемные «шаттлы» летали много – целых 135 раз. Нетрудно представить, каковы при этом были возможности «разбавлять» мужские экипажи.
Это несколько реабилитирует малочисленность нашей космической женской «сборной». Но… что делать с тем фактом, что уже после эпохи «шаттлов», американки отправляются в космос на российских «Союзах» с той же феминистской настойчивостью.
В качестве самой наглядной иллюстрации, вспомним, что в данный момент на МКС сейчас работает команда из шести человек (61-я долговременная экспедиция), среди которых две женщины – американки Кристина Кук и Джессика Мейр. Причем недавно они вдвоем побывали в открытом космосе, что стало очередным женским рекордом НАСА.
Но дело не в рекордах, которые разумеется, невозможно не ставить, исходя из сложившейся «монополии» НАСА на женские экипажи.
Давайте разберемся в истоках «дисбаланса». Когда летала Валентина Терешкова, это получилось идеологически мощно. У американцев надолго исчезло желание задействаовать женщин в освоении космоса. Вплоть до открытия программы «Спейс шаттл» в 1981 году.
Но и тогда женский набор стал для НАСА довольно неожиданным экспериментом, весьма скептично встреченным астронавтами-мужчинами. Вот как описывает свой шок от прибытия в отряд женщин Майк Маллейн, один из первых «шаттловцев», преодолевший немыслимые препятствия при отборе в астронавты:
«Утром 16 января 1978 года … я включил телевизор – меня там (среди отобранных кандидатов) не было. Зато Сали Райд и еще пять женщин были. НАСА объявило состав новой группы астронавтов, в которую вошли женщины. Сообщалось, что охотники за сенсациями сражаются за место перед их домами. Улицы заполнили передвижные телестанции… А эти улыбающиеся, сияющие, веселые женщины отвечали на вопросы, которые выкрикивали корреспондеты: «Что вы испытываете, сознавая, что вы одна из первых женщин-астронавтов? Вы плакали когда услышали эту новость?...»
«…Я представлял себе, что всего несколько месяцев назад Салли Райд и остальные, рассекая по студенческому клубу в майках с надписью «Спасите китов», совершенно случайно увидели на доске объявление об отборе и шутки ради подали заявления. И вот теперь они оказались здесь. Это не было правильно…»
Итак, счастливый билет стать первой женщиной-астронавтом США выпал Салли Райд - она полетела в 1983 году. Пять других женщин первой команды «Шаттлов» тоже поставили свои рекорды. Первой американкой, совершившей выход в открытый космос, стала Кэтрин Салливан:
Маргарет Седдон оказалась многодетной матерью уже в период прохождения отбора:
Шеннон Лусид стала первой женщиной, совершившей пять космических полетов, а также первой американкой, побывавшей на станции «Мир»:
Джудит Резник стала первой американкой еврейского происхождения в космосе:
Но что же у нас? Что касается Терешковой – да, она сделала свой максимум.
Валентина не только первой полетела в космос, но и установила еще три не превзойденных до сих пор достижения. Во-первых, совершила в июне 1963 года одиночный женский полет (на одноместном корабле «Восток-6»). Во-вторых, оказалась самой молодой женщиной, когда-либо побывавшей в космосе (ей тогда только исполнилось 26 лет). В-третьих, впоследствии стала первой женщиной-генералом Российской армии.
А как насчет остальных девушек, зачисленных в отряд космонавтов вместе с Валей?
Сразу после исторического полета Терешковой ее дублер-тезка, Валентина Пономарева, записала в своем дневнике:
"Можно подводить итоги… На сегодняшний день мы имеем ясную обстановку по крайней мере на полтора года: герои и женщины к полетам не готовятся..."
Как выяснилось, такая «обстановка» в отношении женщин-космонавтов стала в СССР традиционной на все последующие годы...
Полет Светланы Савицкой в 1983 году стал явным исключением. То, как она сама вспоминает те события – очередная сенсация нашего «скрытого космоса». Вначале на ее долю выпали понятные еще препоны на необычном для женщины пути летчика-испытателя:
«Я себе поставила целью летать, осваивать новую авиационную технику… Приходилось доказывать своим трудом, своими результатами, что я заслуживаю равного отношения». Но когда министр авиапрома «увидел меня в списках, то сказал: «У меня женщин-испытателей не было и не будет!» И вычеркнул мою фамилию. Это была трагедия для меня…»
Как же все-таки Савицкой удалось стать космонавтом?
«…Прошел слух, что набирают испытателей под проект крылатого космического корабля. Тогда слово «Буран» еще не звучало» - продолжает Светлана.
«Прошла информация, что американцы организовали подготовку женщин под полеты своего «космического челнока». И это было опубликовано в газетах. В общем помощь пришла извне…»
Вот так-то. И даже когда Савицкая поставила несколько рекордов – первый в мире выход женщины в открытый космос, самое длительное пребывание женщины на орбите, самая первая сварка в условиях космоса – в советской, а затем и российской космонавтике энтузиазма в отношении женских полетов не прибавилось.
В середине 90-х два старта Елены Кондаковой – лишь новое интригующее исключение. Оба ее полета связаны с посещением оставшейся в наследство с советских времен станции «Мир».
Но каково нам вспоминать, что за все время к нашей станции, кроме Елены слетало еще 9 женщин. Восемь американок и даже одна француженка...
Следующая россиянка - Лена Серова - отметилась в космосе, уже на МКС, лишь в 2014 году.
Елена Серова:
«Нет такой профессии - женщина-космонавт. Есть профессия космонавт-испытатель. В космонавты очень жесткий отбор. Должны быть заложены определенные способности, чтобы мы могли качественно выполнить программу полета».
Может быть что-то изменилось сегодня? Вот громкое сообщение ТАСС в январе 2019 года:
"Роскосмос" сформирует отряд женщин-космонавтов для полетов на орбиту…». Причем, «что важно, поиск кандидаток будет проводиться в инициативном порядке: то есть специалисты не будут ждать, когда представительницы прекрасного пола "постучатся" сами».
Но, напомним, что летом прошлого года завершился очередной отбор в российский отряд космонавтов. Набор был открытый: попытать счастье мог любой гражданин РФ не старше 35 лет, имеющий высшее образование по инженерным, научным или летным специальностям и опыт работы.
Жесткое "сито" удалось преодолеть лишь 8-ми кандидатам в космонавты - мужчинам. А всего заявки подали 420 человек, из них 87 - женщины. Но ни одна из них в отряд не попала: как было сказано, не прошли по критериям...
И еще почитаем совсем недавнее сообщение ТАСС: "Единственная женщина-космонавт в российском отряде Анна Кикина не знает сроков своего первого полета, но продолжает готовиться к нему. Об этом она заявила на пресс-конференции во время авиасалона МАКС-2019".
«Я не в курсе, когда меня назначат в экипаж», - цитирует Кикину агенство новостей.
Со своей стороны, глава Центра подготовки космонавтов Павел Власов уточнил, что в следующем году Кикина пока не в экипаже…
Чего скрывать - очевидно, что в отношении женских полетов в космос мы все еще весьма консервативны. Что же заставляет российскую ментальность воздерживаться от энтузиазма в отношении женского космоса?
Интересная космонавтика в познавательном клубе СИМФОМИР :
Новый взлет Галактической девы
Как НАСА собирается превысить скорость света
Выше всего клуб СИМФОМИР ценит этику и человечность интернет-познания. Мы рады тем, кто разделяет такие наши взгляды.
Спасибо всем, кто мыслит и думает по-доброму. Ведь интерес к сенсациям и спорные размышления - не основания, чтобы не быть друзьями.
C пожеланием неизменной удачи - Ваш СИМФОМИР Symfomir.