Нищета, бедность большинства жителей России, безработица, низкие доходы, высокие тарифы, противоречащие друг другу законы – каждый россиянин хоть однажды сталкивался с проблемами, которые, кажется, невозможно решить. Невозможно, потому что они настолько системны, что приходится уповать только на внезапный проблеск здравого смысла у представителей высших эшелонов власти. Однако проблемы такого рода сродни болезни, которую нужно лечить, но делать это можно только объединенными усилиями. О том, чего не хватает российскому обществу, о взаимоотношениях общества и власти и о гражданской ответственности каждого «Московский комсомолец в Чите» поговорил с экспертом, первым председателем Общественной палаты Забайкальского края, членом Совета Федерации (1996 – 2005г.г.), доктором геолого-минералогических наук, председателем Читинской областной думы I, II созывов, первым председателем президиума Совета Общественных палат России Виталием Вишняковым.
Думать не только о себе
- Виталий Евгеньевич, хочется в первую очередь понять, что такое гражданское общество, и есть ли оно в Забайкалье?
- Для начала давайте уясним, кто такой «гражданин», и тогда станет ясно, что такое гражданское общество. Гражданин - от древнегреческого - «горожанин». В средние века и в Европе, и в России этим словом обозначалось лицо, проживающее на территории какой-то страны, имеющее подданство этого государства и пользующееся его защитой. Гражданство обычно определяется правом рождения или наделяется решением государственных органов.
Однако, в последние столетия в слово «гражданин» вкладывается и гораздо больший смысл. У каждого гражданина «по паспорту» есть права и обязанности, но далеко не каждый житель страны знает свои права и умеет ими пользоваться. С обязанностями еще сложнее: не каждый гражданин «по паспорту» с удовольствием или по доброй воле станет их исполнять.
Можно сказать, что жители страны условно делятся на обывателей (мещан) и граждан «по ментальности». По определениям толковых словарей русского языка, обыватель - «это человек с мелкими, ограниченными интересами, узким кругозором, живущий исключительно для себя». В отличии от гражданина – человека, который подчиняет свои личные интересы общественным. При этом гражданин знает, что может дать ему государство, готов защищать не только свои права, но и права других членов общества; он знает свои обязанности перед обществом и государством, готов их исполнять и нести ответственность за свои поступки. Соответственно, гражданское общество – это структурированная совокупность граждан. В качестве структуры могут выступать политические партии, некоммерческие организации, профсоюзы и т.д.
- Если исходить из определения «гражданина», можно ли сказать, что в стране и в регионе гражданское общество уже сформировалось?
- Гражданское общество было и есть, только в разной мере организованности. Глубокий смысл слов Некрасова, сказанных еще 200 лет назад: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», я понял только в 90-х годах прошлого столетия, когда был разрушен Советский Союз, ликвидирована социалистическая система, и стал насаждаться капитализм.
Знаете, большинство граждан в Советском Союзе именовали себя «мы, советские люди». Эти советские люди, как наднациональная общность, часто принося в жертву личные интересы, а то и жизнь «За Родину!», спасли мир от фашизма в Великой Отечественной войне, в кратчайшие сроки возродили страну из пепла, создали на то время лучшие общедоступные системы образования, здравоохранения, науку, искусство. И они полагали, что и в политике, в высших органах государственной власти такие же советские люди также хорошо, на благо всех, делают свое дело. Здесь мы крепко ошиблись – во власть, прежде всего в высшие органы КПСС, прокрались лица, которые никогда не были коммунистами - карьеристы, властолюбцы с завышенными амбициями, аморальные, а то и просто непорядочные. Именно они из разных, но всегда из личных корыстных целей под лицемерными лозунгами «демократии» и «свободы» разрушали Советский Союз.
Нам не хватило граждан, готовых активно отстаивать свои права на труд, на достойную жизнь. Они оказались оттеснены от возможности принимать и отстаивать решения на государственном уровне.
Гражданское общество – это необходимость
- Может быть этот период стал новым витком развития гражданского общества?
- С середины 90-х годов, точнее сказать в 1996 году я начал работать в Совете Федерации, в высшем представительном органе государства. Тогда я познакомился с проблемами жителей всей страны, на всех уровнях власти. Мы ездили по многим регионам России и видели детей, падающих в голодные обмороки, нищету, разруху, отчаяние людей, митинги и акции протеста. Ничего более страшного, чем этот период, я в своей жизни не помню, даже во время оккупации Украины во время Великой Отечественной войны (Виталий Вишняков родился в 1940 году, война застала годовалого мальчика в Украине, у бабушки, несколько лет они жили на оккупированной немцами территории – прим.ред.).
За время работы в Совфеде я пришел сначала к подозрению, а потом к убеждению, что большинство проблем, которыми тогда страдала страна, и в значительной мере продолжает страдать по сей день – это не случайность. Проблемы эти генерируются в центре. Это проблемы общероссийские и, следовательно, устранять эти проблемы можно и нужно только всей Россией и прежде всего в центре.
- Но как?
- Однажды меня спросили об этом, уже после того, как я ушел из Совета Федерации. Я ответил, что сейчас как никогда важно строить гражданское общество. Если бы у нас было нормальное гражданское общество в 80 годах ХХ века, такой трагедии не произошло бы. И нынешних проблем и глобальных, и всероссийского масштаба не было бы.
- Я правильно понимаю, что вопрос воспитания граждан, построения гражданского общества актуален до сих пор?
- Да, здесь свою роль может сыграть Общественная палата (ОП). Когда в 2010 году мы только начинали работать, в Забайкалье было более 1000 общественных объединений, включая политические партии. Вы понимаете, что все эти люди имеют активную гражданскую позицию, они готовы работать не только на себя, но отстаивать интересы общества. Однако сейчас могу сказать, что на тот момент мы несколько иначе понимали назначение этого института.
Представьте, что проблемы – это болезнь. В первую очередь медики ориентированы на уменьшение страданий больного, снижение температуры, снятие симптомов. Так и ОП была ориентирована на уменьшение «температуры», градуса напряженности в обществе. Но полезно ли это для лечения самой болезни? Сбить «температуру» можно, но нужно и болезнь лечить. Это следующая стадия понимания функций гражданского общества и, в том числе, Общественной палаты. Но с большинством проблем надо бороться в общероссийском масштабе, при этом не только сбивая температуру, не только излечивая людей, а устраняя саму причину болезни. На такое способно только зрелое гражданское общество. Повторюсь, генерируются проблемы, мешающие людям жить в современной России достойно, в центре. Ни один субъект России ничего с этими проблемами сделать в одиночку не сможет – только вместе.
О власти и контроле
- Виталий Евгеньевич, но каким образом гражданскому обществу, если оно сформируется, начать менять условия жизни, избежав при этом революции?
- В этом отношении Общественная палата, руководствующаяся не только законом о самой себе, но и федеральным законом об общественном контроле за деятельностью органов власти, представляет собой очень интересный инструмент для граждан «по ментальности».
Однако надо подчеркнуть, что да, мы в праве условно контролировать деятельность органов власти, но на территории края такое количество представительств федеральных ведомств, которые следят за исполнением решений правительства, что контролировать власть местную или ждать каких-то глобальных решений от губернатора в значительной мере неэффективно.
Я не знаю ни одной организации, ни одного человека, которому было бы приятно, когда его контролируют, даже если он ничего не нарушает. Наверное, поэтому базовый федеральный закон об общественном контроле дополняется, сокращается, ужимается до откровенно мелочного, беззубого документа. А ведь именно этот закон должен был дать общественникам механизм воздействия на властные структуры. Мне кажется, они испугались. Испугались, в том числе, и Гражданских посланий, и нашей Общественной палаты.
- Я знаю, что Гражданское послание, как форма диалога между властью и обществом, впервые в России была применена именно в Забайкалье. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом документе?
- В Уставе Забайкальского края прописано, что ежегодно первое лицо края обязано отчитываться «о положении в крае, задачах социально-экономического развития, совершенствовании нормативной правовой базы края», в том числе и перед обществом. Равиль Гениатулин это делал неукоснительно. Константин Ильковский (второй губернатор края – прим.ред.) успел сделать два, Наталья Жданова (третий губернатор края – прим.ред.) грубо нарушила Устав и не сделала ни одного такого послания. Что будет делать Александр Осипов – не знаю. Но знаю точно, что никакого анализа исполнения посланий предыдущих лет в губернаторских посланиях власти до нынешнего момента не было. Все обращения первых лиц пока – это монолог, в то время как людям нужен диалог с ней. Гражданское послание (ГП) — это обращение к власти о проблемах, путях и способах их устранения, но с позиции самих граждан. Именно поэтому мы готовили ГП заранее, до представления губернатором своих посланий. Мы суммируем нужды настроения граждан и настаиваем, чтобы власть прислушивалась к мнению своего народа. Мы, граждане, настаиваем на неукоснительном и полном исполнении одного из принципов действующей Конституции России: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Но реализовать свое право на власть в стране народ сможет только если большинство или хотя бы значительную часть его будут составлять граждане.
P.S. Очень хорошо, когда есть люди, граждане, способные взять на себя смелость решать не только личные проблемы, но и помогать другим, меняя плохо работающую систему на более эффективную. И очень плохо, что таких людей единицы. Думаю, что до тех пор, пока большинство жителей страны не поверят в свои силы и не осознают, что их мнение, их позиция имеет вес, гражданское общество, о котором говорит Виталий Евгеньевич, останется в зачаточном состоянии, а большинство населения страны в бедности, неустроенности, неуверенности в лучше будущем своих детей и своей Родины.
Анна Казак