Найти в Дзене
Киноритмы

Музыка в кино: инструмент или..?

Оглавление

Кино - это мир, который стоит на трёх слонах: писательство, музыка, изобразительное искусство. Выброси что-нибудь и как говорится "кина не будет". Это невероятное единение трёх таких разных стихий и делает кинематограф тем, что он есть. Вы ведь тоже любите акции три по цене одного? Вот-вот. Если в картине не работает одна из этих составляющих (немое кино отдельный разговор) - впечатление от неё будет неполным. Но так ли они равнозначны? Давайте выяснять. В этой статье будем разбирать музыку - понятие временной музыки, формы и виды, её необходимость в принципе.

Лейтмотив

Одна из форм музыки в кино. В переводе с немецкого значит мотив. В кино это особый музыкальный оборот, который звучит при появлении на экране определённого персонажа или ситуации. Например, когда целуются главные герои, едет поезд, происходит ссора и так далее. Лейтмотив помогает выработать у зрителя привыкание к образу и так же как и цвет (подробнее в этой статье) может быть маркером сцены или героя. Вы ведь наверняка знаете как звучат в фильмах плохиши или страх. Лейтмотив так же как и любой будь то визуальный или драматический ряд может рассказывать историю. Итак, разберём на натуре, возьмём известные всем фильмы о Гарри Поттере, музыку для которого писал Джон Уильямс. Один из множества лейтмотивов - это знаменитый кусок с колокольчиками, который звучит всякий раз, когда на экране происходит небольшая кульминация с позитивным эмоциональном зарядом. Проигрыш на скрипке идеально задаёт ритм сцены и буквально наполняет её необыкновенным теплом. Это пример мастерской работы композитора, его понимания истории и как я думаю, творческой свободы.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и философский камень"
Кадр из фильма "Гарри Поттер и философский камень"

Временная музыка

Феномен временной музыки чрезвычайно любопытен. По сути это референс, который берёт режиссер из другой картины с похожей направленностью, чтобы смонтировать фильм или использует во время съёмок для понимания того как построить кадр. Иногда режиссёру так нравится как "ложится" эта чужая музыка на его фильм, что он даёт композитору или звукорежиссёру задачу сделать по-другому, но очень похоже. Из-за этого у вас при просмотре некоторых фильмов часто может возникнуть ощущение, что вы где-то это уже слышали. Вы вряд ли когда-нибудь сможете вспомнить такую музыку так как она чаще всего является продуктом, а не искусством, потому не затрагивает струны души.

Плохое это явление или хорошее судить сложно. Пожалуй если каждый фильм был бы шедевром они перестали бы производить такое впечатление.

Итог

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что значение музыки, равно как и любого другого элемента фильма исходит из его сути. Если история пересказ уже существующего кинопродукта - это инструмент, тоже самое с музыкой. Временная музыка - инструмент, в то время как оригинальная, придуманная композитором на основе того как он прочувствовал и понял историю, как описал и выделил те или иные драматургические элементы это безусловно неотъемлемая часть всего фильма. Убрать музыку из "Властелина колец" значит забрать уникальность, атмосферу и динамику. Музыка может делать удивительные вещи - заставить ненавидеть Злодея ещё до того как он сделает что-то плохое и полюбить Героя до того как он совершил героический поступок.

Кадр из фильма "Властелин колец и братство кольца"
Кадр из фильма "Властелин колец и братство кольца"

Как вам статья?