На первый взгляд может показаться, что это шутка, но такое действительно было, и причиной этого стало то, румынские войска, узнав, что наши танки громят тылы фашистов и готовят второй котел, подобный Сталинградскому, дрогнули и начали спасаться бегством, оставив позиции. Но обо всем по порядку.
Итак, в результате упорных боев с 19 ноября по 16 декабря 1942 г. войска 1-й гвардейской (а с 5 декабря 3-й гвардейской) армии поставленную перед ними задачу выполнили.
Они прорвали оборону противника на глубину до 20 км, продвинулись до 55 км на запад, захватили важные рубежи и удержали их до перехода в новое наступление, надежно обеспечив правый фланг ударной группировки Юго-Западного фронта.
В начале декабря сражения под Сталинградом приняли особенно ожесточенный характер. Фашисты стремились извне пробиться к окруженной армии Паулюса, которая тоже вела упорные бои против войск, окруживших ее.
Советское командование принимало решительные меры для быстрейшего уничтожения оккупанта, попавшего в «котел», силами Донского и Сталинградского фронтов.
Одновременно войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов вели напряженные бои по отражению ударов вражеских войск, стремившихся на внешнем фронте окружения деблокировать методично уничтожаемую 6-ю армию Паулюса.
С целью деблокирования 6-й армии Паулюса противник создавал 2 группировки: одну- в районе Котельниково, получившую наименование армейская группа «Гот», которая, по свидетельству врага, должна была быть готова к 3 декабря для удара вдоль железной дороги от Котельниково на Сталинград; другую — в районе Тормосино, юго-западнее Сталинграда.
Гитлеровское командование устанавливало срок ее готовности к 5 декабря. Из Тормосино эта группировка должна была также наступать на восток, к Сталинграду, чтобы деблокировать армию Паулюса.
Однако, несмотря на все усилия, неприятель смог сосредоточить котельниковскую группировку лишь к 12 декабря и в тот же день после короткой артподготовки начал наступление, потеснив войска 51-й армии Сталинградского фронта.
19 декабря неприятель вышел на рубеж р. Мышковы, откуда оставалось всего 30-35 км до 6-й армии Паулюса.
Тормосинскую группировку противнику так и не удалось сосредоточить, он был вынужден бросить предназначаемые сюда дивизии против войск 3-й и 1-й гвардейских и 5-й танковой армии Юго-Западного фронта, нажимавших на левый фланг группы армий «Дон».
Учитывая создавшуюся обстановку, наше командование директивой от 14 декабря внесло коррективы в план «Сатурн».
Теперь главный удар Юго-Западного фронта был направлен не на юг, т.е. на Каменск — Ростов, как это предусматривалось ранее, а на юго-восток — на Нижний Астахов — станицу Тацинскую — г. Морозовск с целью взять в клещи и уничтожить боковско-морозовскую группировку противника, выйти в тылы неприятельской группы армий «Дон» и сорвать наступление его котельниковской группировки.
Для этой цели 1-я гвардейская армия должна была наносить удары с осетровского плацдарма в направлении Тацинская — Морозовск, а 3-я гвардейская и 5-я танковая армия — с востока, с рубежа р. Чир, навстречу войскам 1-й гвардейской армии в сторону Морозовска, Чернышковского.
В связи с изменением направления главного удара операция стала называться «Малый Сатурн». Наступление было намечено начать 16 декабря 1942. Командующий Юго-Западным фронтом в соответствии с директивой Ставки поставил войскам следующие задачи:
«Ликвидация сталинградской группировки противника затянулась. Противник настойчиво ведет атаки из района Нижне-Чирской и Котельникова в северо-восточном направлении.
В целях быстрейшей ликвидации сталинградской группировки противника Ставка приказала Юго-Западному фронту нанести удар в общем направлении на юго-восток через Нижний Астахов на Морозовск с ближайшей задачей силами 1-й и 3-й гвардейских армий уничтожить 8-ю итальянскую армию и далее наступать в направлении Морозовска».
Утром 16 декабря, после непродолжительной артподготовки из-за густого тумана, в результате чего не были подавлены основные огневые точки противника, наши войска перешли в наступление.
И хотя в этот день наши войска не выполнили поставленные перед ними задачи, но командование фашистов напугали. Вот, что писал Манштейн, которого считали в вермахте мастером по преодолению кризисных ситуаций:
«15 декабря нами была обнаружена явная подготовка противника к наступлению перед левым флангом группы армий «Дон» и правым флангом группы армий «Б". 16 декабря здесь начались атаки противника небольшими силами на отдельных участках.
Нельзя было еще определить, хотел ли он только прощупать наш фронт перед решающим наступлением с целью прорыва, как он это часто делал, или же он хотел только приковать наши силы к этому участку, чтобы не дать нам перебросить силы с этого фланга на восточный берег Дона.
Однако радиоразведка установила наличие новой армии противника, что позволило сделать вывод о намерении противника предпринять глубокий прорыв с далеко идущей целью.»
После успехов наших войск 16-19 декабря 1942, тревога Манштейна еще более усилилась, и он начал подумывать не столько о деблокаде окруженных в Сталинграде, сколько о спасении войск, находившихся по эту сторону «котла».
В своих воспоминаниях он пишет:
«...группе армий постоянно угрожала опасность, что противник, решительно используя свой прорыв на участке итальянской армии, либо сумеет продвинуться через никем не защищенные переправы через Донец до Ростова и перерезать основную магистраль коммуникаций всего южного крыла германской армии, либо же ударить в тыл левому флангу группы армий «Дон», группе «Холлидт»….
Ниже я вкратце обрисую драматические события этой недели. Что произошло с итальянской армией, в деталях известно не было... Рано утром 20 декабря явился немецкий генерал, командир корпуса, которому был подчинен правый фланг итальянцев, и доложил, что обе подчиненные ему итальянские дивизии поспешно отступают.
Причиной отступления явилось, по-видимому, известие о том, что на фланге уже глубоко вклинились 2 танковых корпуса противника... Но в течение этого дня слабый фронт группы «Холлидт» также был прорван в двух местах. 7-я румынская пехотная дивизия самовольно отступила. Штаб 1-го румынского корпуса, которому был подчинен этот участок, в панике бежал со своего КП.
Вечером 20 декабря обстановка в глубине за флангом группы «Холлидт» была совершенно неясна... Повсюду в тылу группы «Холлидт» были обнаружены передовые отряды танков противника, они достигли даже уже важной переправы через реку Донец у города Каменск-Шахтинский...
Уже 20 декабря командование группы армий направило главному командованию сухопутных войск телеграмму, в которой было недвусмысленно указано, что противник, прорвавший фронт в полосе итальянцев, если он будет действовать решительно, возьмет направление на Ростов и постарается добиться решающего успеха в сражении против групп армий «Дон» и «А»»
20-21 декабря войска армии стремительно преследовали противника и в ряде пунктов соединились с частями 1-й гвардейской армии. Под ударами гвардейцев вражеские части разбежались по бескрайней степи, солдаты прятались по балкам, офицеры срывали погоны и зарывались в снег.
Таким образом, в первые дни наступления 3-й гвардейской армии удалось прорвать оборону противника. Во взаимодействии с 1-й гвардейской армией были разгромлены 2-я и 9-я итальянские, 7-я и 11-я румынские пехотные дивизии и нанесено крупное поражение 1-й танковой и 62-й пехотной немецко-фашистским дивизиям.
С 16 по 23 декабря 3-я гвардейская армия уничтожила более 30 тыс. фашистских солдат и офицеров, захватила 600 орудий и минометов, 330 автомашин и тысячи пленных. Только одна 197-я стрелковая дивизия пленила 7405 гитлеровцев.( Архив МО СССР, ф. 229, оп. 590, д. 148, л. 189)
Именно 23 декабря обстановка в полосе действий нашего фронта вынудила противника фактически отказаться от деблокады окруженных в Сталинграде. Манштейн писал:
«23 декабря, во второй половине дня, командование группы армий вынуждено было наконец с тяжелым сердцем решиться на то, чтобы выправить более чем угрожающее положение на своем левом фланге путем переброски туда необходимых сил.
Оно приказало 3-й румынской армии, державшей фронт по нижнему течению р. Чир, высвободить со своего участка штаб 48-го танкового корпуса с 11-й танковой дивизией, чтоб с их помощью восстановить положение на западном фланге.
Вместо этого 4-я танковая армия должна была отдать одну танковую дивизию для занятия обороны на нижнем Чиру, так как без этого удержать этот фронт было бы абсолютно невозможно».
Стремительные действия войск Юго-Западного фронта в операции «Малый Сатурн», разгром 8-й итальянской, остатков 3-й румынской армий и группы «Холлидт» и наступление войск Сталинградского фронта против теперь уже несколько ослабленной котельниковской группировки противника сорвали гитлеровский план деблокировать 6-ю армию Паулюса и приблизили срок ее уничтожения.
Теперь она под ударами войск Донского фронта была обречена на неминуемую гибель. Внешний фронт был отодвинут на 200-300 км. Ее отчаянные призывы к своему главному командованию о помощи оставались без последствий. Фашистское командование теперь занялось спасением своей северокавказской группировки.
В целях разгрома свежих сил фашистов, подошедших на рубеж Скосырская, Тацинская, Морозовск, командующий Юго-Западным фронтом своей директивой приказал 3-й гвардейской армии уничтожить противника в районе Скосырской, Тацинской, Усть-Белокалитвенской и к исходу дня 31 декабря 1942 г. выйти на рубеж р. Калитва, Ильинка, Усть-Белокалитвенская, устье р. Быстрой, а также перерезать пути отхода противника на Сев. Донец на участке устье р. Быстрой, Константиновская(Архив МО СССР, ф. 312, оп. 4245, д. 113, л. 3-39, 82-83.).
Но сил и средств для выполнения этой задачи было недостаточно. Войска армии имели значительные потери, особенно в танках. Хотя для усиления 3-й гвардейской армии и были переданы 24-й танковый корпус В. М. Баданова и 25-й танковый корпус П. П. Павлова, но в них насчитывалось всего 50 танков.
3 января 1943 г., преодолевая упорное сопротивление противника, мы нанесли ему серьезное поражение. 11 января западнее Тацинской была окружена крупная вражеская группировка. Под ударами 24-го и 25-го танковых корпусов фашисты оставили на поле боя убитыми более 20 тыс. солдат и офицеров, а также много орудий и минометов.
Нельзя не обратить внимания на то, что наши войска имели значительные потери. Танковые корпуса были ослаблены, в некоторых из них оставалось всего по 10-12 танков.
Для того чтобы пополнить их личным составом и материальной частью, Ставка Верховного Главнокомандования вывела их в свой резерв. 3-я гвардейская армия была усилена новыми соединениями: в первых числах января 1943 г. прибыл 2-й танковый корпус под командованием генерал-майора А. Ф. Попова, а 2 февраля — 8-й кавалерийский корпус под командованием генерал-майора М. Д. Борисова.( Архив МО СССР, ф. 229, оп. 4245, д. 163, л. 170)
Продолжая стремительное наступление, войска 3-й гвардейской армии успешно перехватили железнодорожную магистраль Воронеж-Ростов. 1 февраля завязали бои за освобождение г. Краснодона и других населенных пунктов Ворошиловградской области Украинской ССР, почти в 400 км от Сталинграда, где еще продолжалась битва.
2 февраля историческая Сталинградская эпопея закончилась. 330-тысячная вражеская армия была полностью ликвидирована, а ее остатки — 91 тыс. солдат, офицеров и генералов во главе с командующим генерал-фельдмаршалом Паулюсом — взяты в плен.
Захвачены большие трофеи: 5762 орудия, 1312 минометов, 12701 пулемет, 1666 танков, 744 самолета, 167 709 винтовок и автоматов, 261 бронемашина, 80 438 автомашин и много другого военного имущества.
Гитлер по всей Германии объявил трехдневный траур по случаю поражения под Сталинградом.
В итоге операции «Малый Сатурн» в полосе шириной 340 км была сокрушена оборона противника на среднем Дону и по р. Чир, освобождено 1246 населенных пунктов.
В битве на Волге участвовало свыше 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов.
В битве на Волге немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными и пленными до 1,5 млн. человек, оставили на полях сражения около 3,5 тыс. танков и штурмовых орудий, свыше 3 тыс. боевых и транспортных самолетов, более 12 тыс. орудий и минометов, 75 тыс. автомашин и большое количество другой боевой техники.
Этого количества людей и вооружения было бы достаточно, чтобы укомплектовать полностью 75-80 дивизий.
Благодаря напряженному, вдохновенному труду советского народа производство стрелкового вооружения по сравнению с довоенным уровнем возросло в 4,3 раза, артиллерийского — в 6,3, минометов — в 10,2, танков — в 8, самолетов — в 3,7 раза.
На этом я заканчиваю данную статью. В следующей статье я постараюсь описать продвижение Южного фронта(переименованного 31-го декабря 1942 года Сталинградского фронта) от Сталинграда на юг Ростовской области и освобождение в конце января, начале февраля Целины, Егорлыкского, Мечетинского, Кагальницкого районов от фашистов и выход 28-й и 51-й армий Южного фронта в район Батайска.
Ознакомиться с операцией "Уран", в результате которой наши войска окружили 330 тысяч фашистов под Сталинградом можно в одной из моих статей:
https://zen.yandex.ru/media/svobodnui/stalingradskii-kotel-pervyi-opyt-vyvarivaniia-polchisc-fashistov-krasnoi-armiei-5e09ccb398fe7900ad373d6c
Про то как наши войска в первые дни войны обезглавили дивизию СС "Мертвая голова", а так же как на это реагируют в комментариях их русскоговорящие потомки, можно ознакомиться по данной ссылке:
https://zen.yandex.ru/media/svobodnui/kak-nashi-voiska-v-pervye-dni-voiny-lishili-golovy-diviziiu-ss-mertvaia-golova-5dfe407ff73d9d00aee58d3d
Прочитать про первый сокрушительный удар по фашистом под Москвой в декабре 1941 года можно в моей статье:
https://zen.yandex.ru/media/svobodnui/zaria-pobedy-pervyi-sokrushitelnyi-udar-po-fashistam-pod-moskvoi-v-dekabre-1941go-goda-5e025e871ee34f00aef6b21e