Basquiat.
Баския. Именно так читается фамилия, которую нужно знать, когда вы в серьез собираетесь поговорить об искусстве ХХ века.
Если верить психологам, детство - корень всего. В общем-то, можно считать, что жизнь и особенно творчество Жана-Мишеля - тому подтверждение.
Вот некоторые факты:
- уроженец Бруклина (Нью-Йорк)
- свободный французский (гаитянские корни отца), испанский (мать из Пуэрто-Рико) и, конечно, английский
- член совета Бруклинского музея с 6 лет
- многочисленные переломы и удаленная селезенка в возрасте 8 лет
- любимая книга - «Анатомия» Грея
- развод родителей
- смерть матери в 8 лет
- побег из дома в 15 лет
- отчисление из 10го класса
- бродяжничество
- увлечение граффити
Все эти факторы сформировали художника и напрямую повлияли на его творчество. Практически каждая веха биографии отражена в картинах.
Итак граффити.Вместе с другом Баския не без удовольствия занимается вандализмом.Поэтическим и философским.Переводить фразы без потери смысла сложно.Но именно баллончик стал первым шагом к славе.
I. Ранний Баския
Итак,«Анатомия» Грея, которую Баския мальчиком читал в больнице, а позднее в честь автора которой ( собственно, Грея) назвал свою музыкальную группу.
Особенность оформления любого анатомического атласа заключается в добавлении комментариев к изображённым объектам.
Если обратить внимание на работы Баския - легко заметить, что он перенимает не только симпатию к расчленению/расщеплению, но и постоянно использует подписи.
Именно под влиянием «Анатомии» Жан-Мишель часто обращается к образам черепов, конечностей, скелетов.
Потеря матери в раннем возрасте также оборачивается для художника интересом к смерти и явно прослеживается в образах лиц, сильно напоминающих африканские маски.
II. Гаитянский период
Помните, у отца Жан-Мишеля - гаитянские корни?
Вообще, попытка осмыслить свою национальную принадлежность и место в мире - вполне распространённое человеческое желание.
Ровно как и попытка снова завоевать любовь отца, который когда-то выставил из дома.
Вот откуда буйная экспрессия, тропические цвета и дикие маски в работах Баския этого периода.
Включите барабаны в качестве фона и наслаждайтесь работами, вдохновленными гаитянской культурой.
III. Новый Баския
Самый поздний период творчества Жан-Мишеля был попыткой поиска нового: как в манере письма, так и в изображаемых объектах.
Он постепенно отказывается от надписей, ищет чистую форму и новую цветовую палитру.
В этот период жизни он здорово увлекается наркотиками. Тяжелыми, к которым пристрастился ещё когда жил с уличными художниками.
Конечно, они влияли как на его поведение, так и на картины. Все становилось ещё «страннее и чудаковатее», прямо как у Алисы в Стране Чудес.
Становясь все более востребованным и высокооплачиваемым (на минуточку, парень мог позволить себе арендовать студию у Лари Гагосяна в Лос-Анджелесе за 2 500 $ в месяц), Баския одновременно чувствует на себе возрастающее давление со стороны арт-сообщества. Ему хочется соответствовать их требованиям и высоким ожиданиям, а возможность концентрироваться даёт только героин.
«Люди говорят мне, что я должен бросить наркотики и, потом, когда я это делаю, они говорят, что это может сказаться на моем творчестве».
Так рождаются одни из самых странных работ Баския.
Дружба
Жан-Мишель и Энди. Энди и Жан-Мишель. Как Ван Гог и Гоген, но гораздо счастливее. Не только уши остались целы, но и творчество каждого оказалось в выигрыше.
Они познакомились случайно. А может и нет. Баския зашёл а ресторан, где часто обедал Уорхол. Зашёл, потому что предлагал купить открытки со своими работами посетителям.
Энди, который собирал на своей «Фабрике» всех самых талантливых и красивых, не мог своим метким взглядом не оценить дар и неординарность Баския.
Так они стали друзьями: создали много совместных работ, значительно влияли на творчество друг друга и были, что называется, «на одной волне».
Говорите «Баския» и сразу же вспоминаете - «Уорхол».
Главное, чтобы костюмчик сидел
От продажи открыток до покупки костюмов Armani - один шаг. Жан-Мишель обожал дорогие вещи и часто работал прямо в них.
Особого шика итальянским костюмам добавляли брызги краски тут и там. Баския любил выйти в свет что называется «от станка» в этих испачканных «двойках». Это был его стиль.
Тут ещё несколько интересных фактов о стиле, который был неотъемлемой частью творчества Баския.
Человек и бренд
Жан-Мишель - лучшее украшение своих работ.
Из тех людей и из тех художников, которые сами являются произведением искусства.
Сейчас тут и там предлагают курсы по self-branding, а Дали и Уорхол нигде не учились - просто (прости, Господи!) продвигали свой собственный бренд задолго до эпохи Instagram. Вообще, выход художника из тени своих работ - характерная черта искусства XX века.
Баския - сам себе бренд? Пожалуй. Только вот он - один из немногих, кто никак этот образ не шлифовал. Просто действительно был собой.
Недолго, но очень ярко.