20 лет назад не стало дорогого нам человека, Кушковой Лидии Михайловны. Добрая мама, щедрая бабушка, мудрая учительница начальных классов, кружевница-искусница. Такой Лидию Михайловну помнят семья, ученики, соседи, знакомые.
Бог дал ей долгую 90-летнюю жизнь. Лидия Михайловна родилась в деревне Самоделкино 11 марта 1909 года в семье крестьянина-середняка, где было 14 детей. Михаил Иванович Изергин, родной брат матери, предупреждал их семью, что Советская власть готовит репрессии против крепких крестьян, советовал разделить имущество между старшими братьями и отцом, чтобы достаток был не так заметен. Да отец Михаил Степанович был грамотным и жил всегда по закону. Он рассудил, что раз у них нет наемных рабочих ни в крестьянском хозяйстве, ни в сапожной мастерской, то ничего не грозит.
Оказалось, что «закон как дышло». Когда его и старших сыновей арестовали, а все добро отобрали, он показал Лидии руки и сказал, что этого у нее не отнять, велел быть сильной и позаботиться о матери и младших детишках. Михаил Степанович погиб в Котельниче на пересылке, а братья до самой войны строили Беломоро-Балтийский канал, потом их призвали на фронт.
На плечи Лидии Михайловны, юной портнихи и учительницы начальных классов, легли заботы о маме Анне Ивановне, сестрах Тамаре и Зине, братьях Николае и Германе, о двоих своих дочерях. Её история первой любви закончилась трагически: муж Леонид Александрович, учитель начальных классов, с которым вместе окончили педагогическое училище и жили душа в душу, трагически погиб за месяц до рождения второй дочери.
В годы Великой Отечественной войны Лидия Михайловна заведовала Васильковской начальной школой, а сестры Зина и Тамара учительствовали. Чтобы прокормить семью, приходилось вставать до рассвета и ехать на рыбалку на деревянном баркасе. О том, какой знатный улов крестна привозила, брат Герман вспоминал до самой старости. Бабуля тоже считала себя везучей, никогда не жаловалась и, кажется, все умела. Лишь иногда сознавалась, что не очень хорошо умела хлеб печь, но в это не верилось, ведь про бабулины ватрушки, пирожки и булочки ходили настоящие легенды. Ритуал их приготовления начинался ещё с вечера, когда в доме наводили порядок, потом творили дрожжи, ставили на печку целое ведро квашни, а утром тесто разделывали и пекли в русской печи. По дому шел ватрушный дух, а неповторимый вкус пареной калины памятен и по сей день.
В послевоенные годы в жизни Лидии Михайловны появился вдовец Злобин Иван Степанович и его дети, а потом родилась и моя мама Нина Ивановна, поздний, а оттого самый любимый ребенок.
Лидия Михайловна учительствовала в школе №4, в тубсанатории, в Прозоровской восьмилетней школе. До самой старости летом к ней приезжали выпускники из Ленинграда и Москвы, Свердловска и Кирова, вспоминали годы учебы в начальной школе и первую учительницу, свои шалости и первые достижения, пели под гитару, бабушка была очень музыкальна, но сама играла редко.
А братья, сестры и дочери отдыхали в бабушкином доме целое лето со своими семьями, дружно косили сено, ходили на ягодами и грибами, ездили на Вятку на рыбалку и купаться, даже шахматные турниры устраивали и много читали. В то время люди бережней относились друг к другу и ценили задушевные вечера и настоящие чайные церемонии по-русски. Наш домик на берегу Вятки был густо населен: размещались и на веранде, и на сеновале, обживали многочисленные кладовочки.
И центром этого мира, его душой была Лидия Михайловна, которая раньше всех вставала, готовила оладьи у русской печки, ставила в нее горшочки с кашами, супом, тушеной картошкой…
Долгие года бабушка работала на фабрике имени 8 Марта кружевницей-надомницей, отлично шила дочерям и внучкам наряды, вязала на спицах и крючком… И зоркие глаза сохранила до старости, и ловкие руки. А вечером читала «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына и плакала, понимая, какая судьба досталась ее отцу и братьям. В 90-годы искренне радовалась, когда удалось реабилитировать отца, ведь многие учительские награды миновали ее как дочь лишенцев.
В последние годы чаще читала Евангелие, много молилась, беспокоилась, как же мы без нее будем: кто нас вовремя разбудит на работу, кто накормит, кто носочки теплые свяжет. Такой вот искренне хлопотуньей, думающей не о себе, а о других и осталась бабуля в нашей памяти.
Ее не стало 3 января 2000 года. Последний приют Кушковой Лидии Михайловны в церковной ограде, рядом с мамой и мужем.
Мы часто приходим к бабушке, чтобы рассказать о своей жизни, попросить совета. Считаем, что она нам помогает и все о нас знает. Заказываем сорокоуст и просим: «Помяни, Господи, рабу Божию Лидию! Даруй ей царствие небесное, рай пресветлый!"