Было это в 1982 году.
Учась на втором курсе МАИ, вляпался я в несчастную любовь, завалил сессию и дабы избежать отчисления, умудрился взять академический отпуск.
Приближалось лето и отец моего приятеля предложил нам прокатиться в Сибирь в качестве рабочих в геолого разведовательной экспедиции. Ну мы и поехали, тем более зарплата по тем меркам была высокая! С учётом всех коэффициентов на руки выходило около 200 рублей в месяц! При стипендии 55 рублей -это было круто! Ну и страну посмотреть - тоже классно!
В этом путешествии было много интересных приключений, и каждое заслуживает отдельного рассказа! Более того-эти несколько месяцев 1982 года до сих пор для меня являются ярчайшими воспоминаниями, но сегодня я расскажу только об одном эпизоде...
Наша северная база экспедиции находилась под Братском. И для геологоразведки мы летали на вертолетах вдоль определённой линии и расставляли специальную аппаратуру для снятия отраженного сигнала и определения наличия полезных ископаемых. Чтобы сигнал возник и отразился использовали взрывчатку: от обычного тротила до ядерного взрыва(тогда испытания и и подземные ядерные взрывы были не запрещены на международном уровне, но естественно публично о них не информировали! Проходили они под непосредственным контролем КГБ! Так например, когда под Иркутском рванули под землёй ядерный заряд, а наших коллег из южного отряда ночью подкидывало с раскладушек, то в СМИ сказали о землетрясение в районе Байкала). Наша же задача была кроме установки аппаратуры, заложить 5-5,5 тонн тротила в какое-нибудь болото или старицу в указанных координатах и в нужное время рвануть!
Вот за этим тротилом и послали меня и ещё несколько геологов в город Усть-Кут! Это тогда была станция Лена -последняя станция на БАМе. В то время в этом городе было всего два уличных фонаря возле большого деревянного сарая закрытого на замок, с красным флагом на крыше и надписью Горком КПСС. Ещё в городе практически не было хлеба! То есть хлеб был, но только по утрам и к 8 часам обычно в магазинах он заканчивался! И не было питьевой воды!
Нас поселили на окраине города, в низине между сопок, где постоянно стоял какой-то туман, состоявший из взвеси чего-то вонючего и влажного. Правда, когда дул ветерок, то все было прекрасно!
Жили мы в общежитии для учеников на бурмастера и мастеров бурения. Но если конкретно-то это было общежитие для Бичей! То есть людей, которые фактически были поражены в правах после тюремных сроков и в большинстве своём вернуться к себе домой в крупные города уже не имели права! По утрам большинство из них возвращались в общагу с авоськами набитыми бутылками с водкой до отказа, и это в семь утра!!! Где они это покупали в такую рань - загадка!
Моим соседями по шестиместной комнате было трое таких персонажей. Но эти хотя бы не напивались! Об одном из них я и хотел рассказать.
Он как и я был москвич, но лет на 20 старше. Звали его Владимир. Задолго до описываемых событий он закончил ВУЗ и, как это водится, пошли они группой отмечать это дело в кабак. Там сцепились с кем-то, вывалились на улицу, ну и ударил Владимир одному парню оперкотом в челюсть! Тот упал неудачно, ударился затылком о бордюр и погиб! Горе в общем и беда!
Как Владимир сам говорил-отсидел он десять лет и шесть дней. В колонии женился тоже на зэчке, родили они ребёнка, потом, уже на свободе развелись. У Владимира отец был достаточно обеспеченный человек, профессор в каком-то вузе, имел по тем временам самую крутую машину-белую Волгу! Володя приезжал к нему в Москву иногда, но долго находиться там не мог-участковый милиционер настойчиво рекомендовали валить за Урал подальше! Негоже мол своей персоной Столицу Родины поганить!
Окончил он курсы помощника бурмастера, работал где-то в Сибири на буровой, зарабатывал 500-600 рублей в месяц, а сейчас приехал на повышение квалификации до уровня Мастера! Эти и по 1000 рублей зарабатывали, только тратить их тогда особо не на что было и народ в большинстве своём их тупо пропивал! Государству такой расклад видимо был выгоден!
Ну а мы, находясь в этой командировке, возили в закрытом кунге тротил на специальный склад, потом перегружали его в грузовики и отправляли в Братск. Вот в этой жаре и духоте я, толи надышавшись тротила, толи воды не той попив (вода там была только привозная!!!), а может и то, и другое.... В общем заболел я так, что чуть не помер! У меня была бешеная температура, кашель, желудок отказался работать! Даже чай не воспринимал- я после стакана чая через пять минут уже полз в туалет (деревянный клозет с выгребной ямой в 50 метрах от общаги). Потом начался бред и потери сознания. Скорая отказалась приехать, узнав где мы живём-в этой общаге в среднем по 30 человек в год помирали и всем было плевать на этот контингент!
В общем я уже понимал, что мне хана и в 20 лет это было обидно! Но Володя увидев весь этот кошмар, взял меня на спину и нёс на себе два километра до бани! Кстати баня там была классная! Бил он меня веником, поливал водой, снова тащил на себе в парилку и так не помню сколько раз... Потом помог дошкандыбать до общаги и поставил мне возле кровати бутылку коньяка. Грузинского, как сейчас помню! Один я пить отказался и мы махнули по стакану-ребряку каждый! После чего я отрубился, а утром проснулся и понял, что кризис прошёл!
Я всю жизнь помню этого человека и благодарен ему безмерно!