В некотором смысле, я отрицаю типизацию мышления, т.к. все мы от природы наделены двумя полушариями, активно включаемыми в работу в определенные моменты по очереди или вместе. И полагаю, что на выбор профессии, в большей степени, влияет не склад ума, а конкретные действия, приносящие удовлетворение в процессе работы. Так же важно, каким способом человек привык пользоваться, как он поступает чаще всего в решении задач.
Если говорить о мозге художника, на мой взгляд, есть два пути зарождения творческих способностей: теоретический и практический.
Теоретический: через входящие образы.
Получая ту ли иную информацию, мозг превращает ее в образы, картинки, запечатывая как паттерны. В дальнейшем, мозг способен вновь воспроизвести в памяти эти образы, перекомпановать или преобразовать в новые (в голове, посредством воображения). Накапливая образы в голове и исследуя закономерности их устройства, мозг постепенно исследует мир вокруг. Эта особенность мозга конечно присуща всем живым организмам. Это необходимо для того, чтобы точно определить съедобен ли тот или иной объект, опасна ли расцветка незнакомого существа, есть ли что-то общее между той листвой, что показалась вкусной на прошлой неделе и той, что найдена в соседнем лесу. Человек, подобно любому животному, использует зрительный аппарат для получения информации об окружающем мире и его возможностях и опасностях. При этом, обладая невероятно развитым мозгом, мы (люди) умеем различать не только формы, цвета, расстояния и движение, но и смыслы. Сложному зрительному восприятию и анализу мы научаемся в период с рождения и до 8-10 лет. Например, количество распознаваемых глазом цветов различно в возрасте 3 месяца, год, 5 лет. Но до десятилетнего возраста ребенок уже способен усвоить все необходимые для выживания механизмы анализа особенностей внешней среды, что бы уметь использовать эти знания в жизни. Однако, те особи среди нас, у кого физиологически более развиты органы зрения, зрительные и ассоциативные поля коры головного мозга, могут воспринимать этот мир более сложно. Различия физиологии внутри одного вида описал еще Дарвин, просто напомню, что мы все разные и в виду генетических особенностей и подверженности изменчивости вида, некоторые из нас могут то, чем обделены другие, например, видеть почти 200 оттенков синего. Люди, способные на такое с большей степенью вероятности заинтересуются визуальным разнообразием этого мира и в своей системе мироощущения будут видеть его более сложным, нежели другие.
Практический: через исходящие действия
При таком варианте зарождения творческих способностей, еще будучи ребенком, человек бессознательно тянется к воспроизведению – рисованию палочкой на песке, мукой на полу, вареньем на обоях, маминой помадой на занавесках. В это время совершенно необязательно, что бы в итоге «произведение» несло смысл. Достаточно, что бы мозгу просто ХОТЕЛОСЬ его создать физически. Потребность в рисовании заложена практически в каждом из нас. Тогда, когда речь невозможна либо не передает нашего состояния и потребностей в окружающий мир, на помощь приходит невербальное общение. Так или иначе, этап рисования, как шаг к развитию мозга, проходят все люди, но в определенном возрасте этот процесс может потерять актуальность и быть замененным на нечто иное.
Так почему мы рисуем в детстве и продолжаем это делать, когда вырастаем? Ответ кроется в том, что таким образом человек высвобождает энергию и снимает напряжение. В момент эмоционального пика (радости, раздражения, вдохновения, душевной боли или агрессии) или в моменты скуки и отсутствия активности мозг требует физических действий. И тут снова проявляют себя внутривидовые различия. Т.е. один человек быстрее ощутит облегчение от высвобождения эмоционального напряжения и заряд энергии от крика (пения), макродвижений (танца), а другой – от микродвижений, т.е. изобразительной деятельности. Какой именно – зависит от опыта индивидуума. Если его устраивает тактильное взаимодействие с изменяемым предметом, то это может быть, например, лепка (куличиков в песочнице или скульптур в мастерской), если же хочется самовыражаться опосредованно, в руки берутся инструменты, например, кисти.
В любом случае, это этап действий, еще более древних, чем например, прямохождение, и направленность на этом этапе определяется эмпирическим путем. Данный этап развития определенного типа мыслительной деятельности можно назвать «склонностью».
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Продолжаем рисовать (или начинаем заново в осознанном возрасте) мы тогда, когда выясняется, что ни один из других видов снятия эмоционального напряжения именно нам не подходит... На более поздних этапах развития к мотивам изобразительной деятельности может подключиться удовлетворение от результатов проделанной работы, осознание ее социальной и культурной значимости, а так же высшего предназначения своего существования.
⠀
В дальнейшем, с профессиональной точки зрения, будет иметь смысл только объединение этих двух путей (теоретического и практического). Получая образы и знания, переносить их в материальный мир через умения и навыки. Останется ли один из путей развития способностей, или к нему подключится второй – зависит от культурно-исторического развития отдельного человека и влияния на него среды.
Вначале, до осознанного образования, мозг может самостоятельно построить связи между теорией и практикой. В таком случае принято говорить, что у человека «способности» или «талант».
Далее развитие будет проходить циклично по одному и тому же принципу: принятие образов – выражение. А количество повторений цикла постепенно переходит в такое понятие как «мастерство».
Напоследок скажу, что люди, далекие от изобразительного искусства, полагают, что настоящий художник непременно должен брать все идеи и образы «из головы», минуя этап принятия образа извне, т.е. просто вообразить, придумать заново что-то уже кем-то созданное. Но к их большому разочарованию сообщаю, что если в копилку ничего не положить, то и взять будет нечего. А значит, у людей, способных рисовать «из головы» (пусть даже абстрактные, выдуманные и "несуществующие" объекты) процесс копирования образов извне повторялся неисчислимое количество раз, многократно дублируясь в памяти, наслаиваясь и видоизменяясь, как элементы калейдоскопа. Лишь после этого можно сесть за работу и превосходно изобразить предлагаемое нечто, не видя его оригинал или прототип. Любое абстрактное произведение - это такое же воспроизведение пришедшего извне "неабстрактного опыта", интерпретированное по-своему художником. Если вы спросите, он всегда объяснит, что каждая загогулина в его работе является вполне конкретным образом его представлений. Т.е. в мозгу художника любая абстракция - самая настоящая реальность, а никакая не выдумка.
Так что призываю всех художников, сталкивающихся с заявлением типа "Нарисуй из головы, иначе ты не "настоящий" художник" - не впадать в уныние, игнорировать подобные суждения и уж тем более не бросать рисование из-за чужих стереотипов. Углубляйтесь в изучение техник и приемов, внимательно изучайте окружающий мир, уделяйте больше времени практике, и ваш мозг будет вынужден запомнить, что живопись и изобразительное искусство - не просто интересное состояние сознания, а способ вашего мышления, который нужно принять, как основной)
Желаю вам вдохновения и терпения на творческом пути!
Ваш артМОТиватор Анастасия Озерова.
Еще больше статей о творческом мозге для творческих людей на канале Психология Творчества.