Найти тему
Истории о живописи

Как выбрать палитру для масла и акрила

Начинающие художники-любители часто теряются при выборе палитры, не зная, на чем остановиться. Выбор палитр большой: пластик, стекло, бумага, дерево (фанера); овальные, прямоугольные; маленькие, средние и большие; белые, черные, натурального цвета дерева.

Палитра Жоржа Сёра
Палитра Жоржа Сёра

Как выбрать и как пользоваться палитрой? Расскажем подробно.

1. Пластиковые палитры.

Пластиковая палитра
Пластиковая палитра

Пластиковая палитра имеет несколько преимуществ. Она не коробится со временем (как фанерная), ее легко чистить. Это отличный вариант для работы акрилом и темперой. Эти краски легко смыть после сеанса, а палитру просто протереть тряпкой. Фанерная же палитра не приемлет таких гигиенических процедур.

2. Стеклянная палитра.

Стеклянная палитра
Стеклянная палитра


Аналогичными свойствами обладает палитра из стекла или оргстекла, но она хоть и выглядит более привлекательно после использования (краска в нее не въедается совсем, в отличие от пластика), но более тяжелая, и это скорее минус.

3. Бумажная палитра.

Бумажная палитра
Бумажная палитра

Блок-склейка промасленной или восковой бумаги, похожей на кальку на твердой картонной подложке. После сеанса живописи верхний использованный лист выбрасывается. Таким образом у художника всегда остается чистая палитра. Это удобно для тех, кто пишет небольшие работы. Оставлять масло надолго нельзя - оно все равно протечет на нижние слои бумаги. Быстро сохнущий акрил на бумаге теряет влагу еще быстрее, но теоретически бумажная альтернатива пластику и стеклу подойдет и для акрила.

4. Деревянная палитра.

Деревянная палитра
Деревянная палитра

Классический вариант для работы маслом. Легкий, природный материал. Держать в руках деревянную палитру просто приятно. Напомню, что мыть ее водой нежелательно. Засохший слой краски счищается мастихином.

Владимир Маковский. Автопортрет
Владимир Маковский. Автопортрет

5. Овальная или круглая палитра.

Палитра Эжена Делакруа
Палитра Эжена Делакруа

Оптимальна для работы в студии.

6. Прямоугольные палитры.

Палитра Валентина Серова
Палитра Валентина Серова
Складная палитра Поля Гогена
Складная палитра Поля Гогена

Делятся на два типа - цельные и складные. И те и другие - варианты для пленэра. Прямоугольная палитра удобно укладывается в этюдник, прижимает тюбики с краской или кладется над готовым этюдом в качестве защиты. То есть, это походный вариант.

7. Малая палитра (примерно, 20 на 30 см).

Палитры разных размеров
Палитры разных размеров
Малая палитра
Малая палитра

Отличный выбор для ребенка, начинающего художника или любителя, который изредка пишет по одной небольшой картине. Такая палитра не занимает много места и ее вполне достаточно для красочного намеса, чтобы создать одну работу.

8. Средняя палитра (размером от 30 до 50 см по большей стороне).

Палитра Жана Батиста Камиля Коро
Палитра Жана Батиста Камиля Коро

Подходит и любителям и профессионалам, которые пишут небольшие и средние по размеру работы примерно до одного метра длиной или высотой.

9. Большая палитра - от 50 см в длину.

Палитра Эдварда Мунка
Палитра Эдварда Мунка

Оптимальна для художника, который работает постоянно, использует широкий спектр красок, делает много красочных намесов или пишет пастозно - делает широкие, густые, объемные мазки и пишет крупноформатные картины.

10. Цветные палитры.

Палитра Уильяма Тернера
Палитра Уильяма Тернера

Белая - хороша для начинающих. С нее легко считываются цвета. Серая - тоже удобный фон для восприятия цвета, так как серый является нейтральным и безконтрастным. Черные, желтые или какие-либо другие палитры - скорее отвлекают и являются декоративными или сувенирными.
Палитра естественного цвета дерева может по-началу сбивать с толку новичка, но привыкнуть к ней легко. Впрочем, палитра любого цвета может стать основным вашим инструментом.

Палитра-столик Ильи Репина могла крепиться к поясу
Палитра-столик Ильи Репина могла крепиться к поясу

А теперь обсудим, как пользоваться палитрой. Оказывается, и здесь есть свои негласные правила.
Палитра для масла может быть универсальной - вы накладываете на нее сразу все базовые цвета, которые используете в живописи, а потом добавляете некоторые дополнительные цвета по необходимости. Другой вариант - положить краски только для определенной картины.
Первый совет абсолютно неприемлем для акрила. Акрил быстро сохнет и все неиспользованные остатки краски после сеанса идут на выброс.

Чаще всего художники распределяют краски на палитре согласно цветовому спектру.

Пленэрная палитра Джима МакВичела
Пленэрная палитра Джима МакВичела

Еще один вариант - накладывать краски по принципу от темных к светлым.

Палитра Камиля Писарро
Палитра Камиля Писарро

Нередко живописцы размещают на палитре краски в соответствии с их свойствами: марсы с марсами, кадмии с кадмиями, а "земли" (охра, сиена, умбра) - рядом с "землями".
Можно распределить краски по сторонам, ориентируясь на принцип "теплоты" и "холодности". Центр должен быть свободен для смесей и разбелов.

Палитра Ивана Айвазовского
Палитра Ивана Айвазовского

Не забудьте, что палитру нужно регулярно чистить от подсохших масляных красок.

Палитра Амедео Модильяни
Палитра Амедео Модильяни

Теперь вы можете выбрать художественный инструмент в зависимости от своих целей.
В заключение скажу, что профессионал напишет шедевр, пользуясь любым видом палитры, но неправильный ее подбор может сыграть злую шутку с начинающим художником.