8
— Скажите пожалуйста, кáк отличить в себе вечную любовь от временной?
— Вот это то, о чём мы и говорили: о человекоугождении и о Богоугождении, об угождении ложным потребностям и об угождении истинным потребностям человека. Это и отличает вечную любовь от временной. Когда вы крутитесь перед человеком, угождая только его капризам и глупостям, потому что этот человек вам нравится — это есть временная любовь. А когда вы угождаете истинным потребностям человека, независимо от того, нравится он вам или нет, а угождение его ложным потребностям, раз уж их невозможно избегнуть, подчиняете угождению истинным — это есть вечная любовь.
Когда вы любите другого человека вечной, Божественной Любовью, вы, если смотреть со стороны, часто выглядите врагом этого человека, даже самим себе вы кажетесь его врагом, и часто думаете о том, почему вы поступаете с ним так резко, грубо, безжалостно, жестоко, ведёте себя с ним сухо, холодно, не позволяя ни себе, ни ему даже невинных разговоров, шуток, улыбок, раскрепощённости, всё делаете только по необходимости, по истинной нужде и т. п. Кто-то, глядя со стороны, скажет, что вы вообще не любите этого человека, что вы вообще никого не любите. — И вот это-то и есть один из главных признаков истинной, Божественной Любви.
Временная же любовь к человеку отличается всегда излишней говорливостью, болтливостью, капризоугожденьем, всякими безделушками, как телесным, так и духовным нежничанием, ласковостью, развязностью и т. п. И всем вокруг, и даже вам самому кажется, что вы любите человека настоящей любовью, что у вас просто-таки Божественные Отношения. На самом же деле такое поведение порождено вашей духовной слабостью, трусостью, отсутствием самодисциплины, низким уровнем сознательности: вы ещё не понимаете, чтó важно для жизни человека, а чтó — неважно, чтó — вечно, а чтó — временно, чтó — благотворно, а чтó — губительно, и это говорит о том, что вы ещё или не доросли до различения Вечного и временного, или доросли, но уклоняетесь от обязанностей своего возраста, боитесь жить согласно ему.
9
— Благодарю Вас. Скажите пожалуйста: вот Вы сейчас перечислили качества Божественной Любви. Могу ли я, осознав их, пойти и сразу переменить свою жизнь в соответствии с ними, и служить людям и слиться с Богом ?
— Сразу ? Нет. Сразу это невозможно. Этому нужно учиться несколько лет так же, как учатся несколько лет любому делу. Гдé вы видели, чтобы кто-то, осознав прекрасность хорошей музыки, сразу бы заиграл на скрипке ? Или, осознав преимущества хорошего, добротного жилища, сразу бы выстроил крепкий, надёжный дом со всеми его сложными узлами, соединениями и службами ? Такого не бывает нигде. Такого нет и в Божественной Любви. Всему нужно учиться. А чтобы учиться Божественной Любви, нужно прежде всего услышать, или прочитать, или увидеть чью-то Божественную Любовь, иначе вы не осознаете свою тягу к Ней. Потóм нужно услышать, увидеть или прочитать о том, что Божественная Любовь приносит человеку подлинное счастье, сообщает его жизни вечный смысл, что всё это отвратительное, нудное, извращённое, суетливое и многосложное земное, а тем более мирское существование только затем и дано нам, чтобы мы вытерпели его ради Божественной Любви ко всем людям, помня, что, кроме Божественной Любви, вообще ничего нет вечного и истинного в Мироздании, что присутствие такой Любви в отношениях людей — это солнце, тепло и свет, а отсутствие в отношениях людей такой Любви — это тьма, холод и мрак. Это всё нужно увидеть, услышать или прочитать где-то, чтобы осознать это в своей собственной жизни. Потому что все люди переживают в той или иной степени Божественную Любовь, но не все осознают Её важность и единственность, потому что не все читают о Ней, не все замечают Её в поведении других людей и не все прислушиваются к Её движениям внутри самих себя.
Итак, осознав единственность и важность Божественной Любви, вы поймёте, что нужно переменить всё своё поведение в соответствии с этим осознанием, иначе жизнь не обретёт вечного смысла и погрязнет в смыслах временных. Но так как вы столько лет вели себя в соответствии с целями плотской, духовной и нравственной, то есть преходящей любви, вам понадобится время, чтобы отучиться от сложившихся привычек любви преходящей и обрести навыки Любви Божественной. Поэтому, ”сразу”, как вы говорите, это никак не получится.
Если вы увидели преимущества Божественной Любви перед любовью земной, и захотели отдать себя в Её Власть, то вам прежде всего нужно освободиться от власти любой земной любви. А это невозможно сделать сразу, это тяжёлый, кропотливый и мучительный труд, и он растягивается на годы.
— А есть ли у меня перспектива на этом пути, надежда дойти до цели ?
— Этот вопрос не совсем правилен, так как во Власть Божественной Любви человек отдаёт себя не столько потому, что ему открылась какая-то определённая и ясная цель, которую он видит или предчувствует (хотя бывает и так), сколько потому, что владевшая им плотская, духовная или нравственная любовь не привела его вообще ни к какой цели, завела в тупик, не принесла ожидаемой радости, ввергла в печаль, одиночество, ужас или пустоту, одним словом, обманула его. Он понимает не столько то, что в Божественной Любви к людям есть какая-то перспектива и возможность достижения какой-то прекрасной цели, сколько то, что в земной, корыстной любви нет уже для него никакой перспективы, и любые, достигаемые ради неё цели — бессмысленны, они порождают лишь новые тупики. Таким образом, испытав эту бессмыслицу и зайдя во все тупики, он берёт просто то, чтó остаётся. А остаётся только Божественное Отношение к людям. Не плотское пристрастие, не духовная склонность, не нравственная симпатия, а совершенно бескорыстное в мирском понимании, не ожидающее никаких наград и воздаяний, Божественное Отношение к людям.
Чем глубже человек разочаровывается в земной любви, чем больше он от неё страдает, тем искренней и полнее он отдаётся Любви Божественной. Это всегда находится в обратно пропорциональной зависимости. А Бог, уже со Своей стороны, видя ваше положение и устремлённость, слыша ваши просьбы о помощи и ваши слёзы, которые ни в коем случае нельзя сдерживать, когда вам безысходно плохо, не может вас не подхватить и не поддерживать. И очень скоро вы почувствуете, как вас подхватили — подхватили Его Руки. А когда вас подхватят Его Руки, у вас уже не будет вопросов о том, есть ли у вас перспектива.
10
— Благодарю Вас. Скажите пожалуйста, вот Вы сейчас сказали, что Божественной Любви к людям надо учиться, это процесс. А кáк это конкретно происходит, кудá нужно идти, чтó нужно делать, чтобы это произошло ?
— Чтó конкретно делать — это можно сказать тому, кто уже что-то делает. Это не говорится всем вместе, да ещё и тем, кто ничего не делает и не собирается делать. Воду направляют в нужное русло, когда она течёт. Человеку указывают путь, когда он идёт. Поэтому, прежде всего надо идти, идти хотя бы куда-нибудь, куда вам сегодня просто кажется правильней, а точнее туда, где вы ещё не были, где что-то осталось неиспытанным. И когда вы сделаете один шаг, вам откроется второй шаг, сделаете второй — откроется третий. Так мы всегда и продвигаемся по жизни. Гдé вы видели ребёнка, который спрашивает, кудá ему идти и чтó ему делать ? Так спрашивает тот ребёнок, которого уже испугали и которому уже что-то запретили делать. А кому ничего не запрещали, тот встаёт и идёт куда угодно, и только придя, понимает, кудá можно было идти, а кудá — нельзя, кудá — надо, а кудá — не надо. Так ведёт себя и духовный ребёнок. Так мы и ходим по Земле. Если мы не сделаем пяти шагов, нам не откроется шестой шаг. Если мы не сделаем ста шагов, мы не узнáем, чтó нас ждёт за горизонтом. Надо преодолевать страх перед неправильными, ошибочными поступками, иначе вы никогда не сделаете поступков правильных и верных. Поэтому, мне незачем рассказывать вам на словах этот путь. Он откроется вам, а точнее постоянно и постепенно будет открываться, если вы будете идти по нему.
11
— Скажите пожалуйста, чéм отличается любовь от жалости ?
— Очень плохо, что в русском языке слово «любовь» имеет так много значений. Каждый человек называет этим словом то, чтó ему приятно или выгодно в данный момент. Между людьми нет договорённости о том, чтобы называть словом «любовь» только какое-то одно душевное состояние. В одном случае под этим словом понимают милосердие, в другом — страсть, в третьем — похоть, половые отношения и даже половые развлечения, а также склонность к наукам, искусствам, мастерству, пристрастие к пище, одежде, местопребыванию, и т. д. и т. п., — каждый втискивает в это слово то, что сам разумеет под ним. И поэтому, когда человек слышит или произносит слово «любовь», он сам порой, не представляет, о чём ему говорят или о чём говорит он сам, — настолько это слово привыкли растаскивать во все стороны и по любому поводу. Как правило, слово «любовь» употребляют там, где нужно сказать «тяга», «притяжение», «влечение», «склонность», «привычка» и прочие синонимы.
Если подходить строго к этому вопросу, то надо сказать, что жалость — это грань Божественной Любви, движение Сердца Божественной Любви к тому существу, которому желают и делают Вечное Благо, но которое, попав в бедственное положение, по разным причинам не способно воспринимать Благо и нуждается в помощи Его воспринимания. Если принять во внимание общемировую ситуацию, то можно сказать, что жалость — это и есть Божественная Любовь, а страсти, похоти, склонности, влечения, порывы — это или вообще не любовь, или любовь человеческая, корыстная, животная, делающая других средством своих удовлетворений и целей.
Поэтому, говоря об отличиях любви от жалости, я, ради практической пользы, буду называть человеческие желания — любовью–похотью, а Божественную Любовь к человеку — любовью–жалостью. Ибо в том ужасе, в каком живут люди на Земле, Божественная Любовь к человеку уже давно является жалостью, а не тягой, похотью, вожделением или поклонением. Ибо к скопищу несчастий, каким является почти каждый человек на Земле, невозможно испытывать похоть, к нему можно чувствовать только жалость, сострадание, сердечное мучение, желание помочь ему выбраться из того ужасного, губительного положения, в котором он находится.
Вот несколько отличительных черт любви–похоти от любви–жалости:
Любовь–похоть сулит нам наслаждения и даёт их, если она взаимна. Любовь–жалость, лишая нас и наслаждений и радостей, причиняет нам ещё и страдания и муки, которые мы вынуждены терпеть ради служения несчастному или беспомощному человеку.
Любовь–похоть тянется к совершенству, красоте, здоровью, силе, богатству, обеспеченности, мудрости, уму, власти.
Любовь–жалость тянется к недостатку, болезням, уродствам, слабостям, бедности, нищете, глупости, бесправию, зависимости — туда, где недостаёт необходимого.
Любовь–похоть наполняет нас силами в виду предстоящих наслаждений. Любовь–жалость лишает нас сил, потому что их постоянно приходится отдавать.
Любовь–похоть может быть взаимной.
Любовь–жалость всегда безответна со стороны того, кого мы жалеем, ибо даже самый добрый из жалеемых нами людей не может вернуть нам растраченных на него сил, ибо их у него нет.
Любовь–похоть, даже будучи безответной, наполняет душу прекрасными, возвышенными, поэтическими, обнадёживающими переживаниями.
Любовь–жалость — всегда горестна и печальна, и, в конце концов, приводит нас к одиночеству и безвестности, ибо ради жалости к другому человеку нам нужно в той или иной степени отречься от своей жизни на Земле в любых её формах.
Любовь–похоть зиждется на видимом, плотском, бессознательном, безотчётном.
Любовь–жалость основывается на невидимом, духовном, сознательном, ответственном. Только будоража свою память и сознавая, что любой несчастный и беспомощный человек — наш ближний, наш брат в Вечности, родное нам существо, с которым мы должны поступать так, как хотим, чтобы он поступал с нами, мы можем идти на жертвы ради него и покоряться Божественному Отношению к нему.
Любовь–похоть — это, в конце концов, всего лишь иллюзия любви, заложенная в наш телесный и духовный механизм с целью телесного и духовного размножения.
Любовь–жалость — это и есть истинная любовь, которая идёт на помощь другим, независимо от того, сможет ли она испытать с ними радости телесного или духовного совокупления и размножения.
Любовь–похоть сулит близкие и недолгие удовольствия на Земле. Любовь–жалость готовит покой Совести и неизреченное блаженство души в Вечности.
Любовь–похоть к одному человеку толкает нас на бессовестные и бесстыдные поступки по отношению к другим людям.
Любовь–жалость — это и есть Совесть и Стыд, которые запрещают нам делать добро одному человеку в ущерб другому.
Каждый знает, что мы совсем недолго нуждаемся в любви–похоти к нашим достоинствам, потому что недолго можем удовлетворять её: старость, болезни, бедность, разочарования, усталость постепенно делают нас ненужными жаждавшему нас человеку.
Но в любви–жалости мы нуждаемся всегда, потому что каждый из нас, помимо того, чтó он может, многого не может, и если нас не пожалеют в нашей немощи, мы погибнем и со всей нашей мощью. И если мы знаем о себе, что более нуждаемся в любви–жалости к нам, чем в любви–похоти, то и о других людях мы должны понимать то же самое и делать для них именно то, чего сами ждём от них, то есть увеличивать в себе любовь–жалость к ним и уменьшать нашу любовь–похоть к ним до той степени, в какой она никогда не помешает нашей любви–жалости.
То, что человек перестал испытывать к людям любовь–похоть и почувствовал к ним любовь–жалость, говорит о том, что он родился в Боге, возник в Вечности, вошёл в Мир Истинной Любви, начал новую для него — Божественную жизнь.