После отказа западных демократий в августе 1939 года создать единый фронт против гитлеровской агрессии,советское правительство согласилось на предложения германской стороны по заключению пакта о ненападении и расширению экономического сотрудничества.Передышка была необходима нашей стране для модернизации армии и подготовки экономики к неизбежному столкновению.Надо отметить,что возможности этой отсрочки были использованы по максимуму. С германской стороны был получен кредит на сумму около 200 миллионов марок,в Германию отправлена представительная делегация из 48 человек, включавшая в себя не только дипломатов, но и множество ведущих специалистов в области танкостроения, авиастроения и других отраслей. Возглавлял делегацию нарком И.Ф. Тевосян .Делегации была предоставлена возможность посетить новейшие военные заводы рейха и закупить образцы вооружения.
Самой крупной покупкой СССР было приобретение тяжелого крейсера типа "Адмирал Хиппер",находившегося в достройке,за 104 миллиона рейхсмарок (по др.данным за 106,5 миллионов).
Пятый и последний тяжелый крейсер типа "Адмирал Хиппер" был заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы DeSchiMAG в Бремене . При постройке корабль имел литерное обозначение «L», при спуске на воду 1 июля 1939 года получил имя «Лютцов» ,в честь прусского генерала Адольфа фон Лютцова,организовавшего партизанскую борьбу против наполеоновских войск. После спуска на воду достройка затормозилась-не хватало материалов и квалифицированной рабочей силы. К началу февраля 1940 года корабль был закончен по верхнюю палубу, имел часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра с орудиями, установленными только в носовой из них .
11 февраля 1940 года недостроенный корабль был продан Советскому Союзу. С 15 апреля по 31 мая двумя германскими морскими буксирами крейсер был отбуксирован в Ленинград, на Балтийский завод ( завод №189 ),где должен был достраиваться под присмотром 70 немецких специалистов под руководством контр-адмирала Отто Фейге. Корабль получил временное название «проект 53». Всё недостающее оборудование отправлялось из Третьего Рейха.25 сентября 1940 года корабль был переименован в «Петропавловск». 15 августа 1941 года на корабле был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав флота в условно боеготовом состоянии. На корабле было установлено небольшое количество зенитных орудий и 4 башни ГК (орудия находились только в башнях A и D).
Согласно проекту 83 корабль должен был иметь характеристики и вооружение, схожие с другими кораблям типа "Адмирал Хиппер" . Готовность крейсера на момент продажи составляла 54%.
Уже весной 1941 года в рейх начали выезжать первые члены немецкой делегации, первым,по состоянию здоровья,уехал Фейге , а самый последний инженер вернулся на родину 21 июня 1941 года. Весной 1941 года И. В. Сталин дал поручение председателю Комитета обороны при СНК СССР К. Е. Ворошилову и его доверенному лицу, инженеру-капитану 3-го ранга Грачеву Василию Семеновичу обеспечить ускоренную поставку комплектующих для крейсера . С этой целью в Берлин была направлена миссия под руководством Грачева В. С. Особенностью работы миссии была невозможность использования официальных каналов, использовались личные связи. В результате работы миссии Германия поставила на крейсер системы управления артиллерийской стрельбой. В носовой и кормовой башнях на штатные места были установлены 203 мм орудия, из Германии прибыли 20 и 37 мм зенитные автоматы, постепенно вводилось в строй необходимое силовое оборудование.Немцы поставили полный комплект боеприпасов. Из-за задержек с поставками материалов и оборудования готовность корабля на 22 июня 1941 года составляла по разным оценкам всего 64-75%.
По контракту вступление крейсера в строй было запланировано на 1942 год.Но германская сторона,естественно, саботировала выполнение графика поставок вооружения и оборудования,объясняя это объективными трудностями военного времени.
Заместитель начальника цеха Балтийского завода Б.П.Фаворов, в своей книге воспоминаний «На стапелях под огнём» писал:
«Вот так, постепенно, день за днём, выполнение работ на корабле задерживалось, плановые сроки срывались. Такая тактика представителей немецких фирм, естественно, наводила нас на мысль, что всё это делается с определённым умыслом, чтобы как можно больше задержать достройку и ввод крейсера в строй. Расчёт при этом был такой: без немцев мы сами, дескать, не справимся с достройкой «Лютцова».
Старшина С.Я Прикот, служивший до июля 1941 года на корабле котельным машинистом:
«Немцы недопоставили ряд важных деталей. Например, стыки на трубопроводах гофрированные. А давление пара там было 52 кг. На наших заводах такие стыки изготовить в короткие сроки было невозможно. А пар не дать! Значит, корабль без хода. Один насос для питания котлов не был поставлен, насос был со старого крейсера, мы это обнаружили, и насос отослали обратно в Германию. Нового так и не поставили. Значит, они делали это умышленно».
К 22 июня 1941 крейсер находился в 70% готовности, к этому времени над корпусом возвышался первый уровень надстройки, носовая и кормовая нижние башни, основание ходового мостика, труба и нижняя часть грот-мачты. На август были намечены ходовые испытания. «Петропавловск» был укомплектован на 100% офицерским составом и на 60-70% старшинами и матросами, общая численность экипажа составляла около 1000 человек.
Крейсер не имел хода,а из вооружения были установлены лишь 1-ая и 4-ая 203-мм орудийные башни и 1x2 – 37-мм и 8 – 20-мм зенитных автоматов. Но вести огонь он уже был способен.
"Петропавловск" (до 25 сентября 1940 года -"Лютцов",с 1 сентября 1944-"Таллин",с 1953-"Днепр" ,в 1956 году — «ПКЗ-12» ).DeSchiMAG, Бремен, «Балтийский завод», Ленинград .Строительство начато 2 августа 1937 года. Спущен на воду 1 июля 1939 года. 11 февраля 1940 года продан СССР, не достроен Введён в эксплуатацию 15 августа 1941 года., 3 апреля 1958 исключён из списков ВМФ . Сдан на слом в 1959-1960
Водоизмещение- стандартное — 14 240 т, полное — 19 800 т. Длина 199,5 м (по ватерлинии) ,212,5 м (между перпендикулярами). Ширина 21,8 м. Осадка 5,9—7,2 м.
Бронирование-борт — 40…80…70 мм,
траверсы — 80 мм,
палуба — 30 + 30 мм (скосы 50),
башни — 160…50 мм,
рубка — 150…50 мм,
барбеты — 80 мм
Двигатели-3 ТЗА, 9 паровых котлов,132 000 л. с.Скорость хода 32 узла. Дальность плавания 6800 морских миль на скорости 16 узлов. Экипаж 1400—1600 человек
Вооружение-4 × 2 — 203-мм/60 SK C/34 . Зенитная артиллерия - 6 × 2 — 105-мм/65, 6 × 2 — 37-мм/83 SKC/30 , 10 × 1 — 20-мм/65 SKC/38. Минно-торпедное вооружение- 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. Авиационная группа-1 катапульта, 3—4 гидросамолёта
(проектные данные)
Фактическое вооружение на 1941 год-4 (2×2) 203-мм орудий SKC/34.Зенитная артиллерия-2 (1×2) 37-мм орудий SKC/30;8 (8×1) 20-мм орудий SKC/38.
Январь-февраль 1943 года:Установлено несколько зенитных установок:6 x 1 — 37-мм зенитных орудия 70-К;2 x 1 — 20-мм зенитных орудия SKC/38,6 x 1 — 12,7-мм зенитных автомата ДШК
1949-1953 года:Демонтировано вооружение, корабль переоборудован в несамоходное учебное судно.
В ночь с 21 на 22 июня 1941 года,крейсер,как и весь Краснознаменный Балтийский флот ,был приведен в боевую готовность. В конце июня в морскую пехоту ушли две роты моряков с "Петропавловска",с оставшегося экипажа сформировали еще батальон. На крейсере остались лишь артиллеристы и немногочисленные специалисты из судовых служб жизнеобеспечения . Спешно монтировалась судовая электростанция, продолжалась доработка механизмов подачи снарядов,механизмы подверглись консервации.
15 августа 1941 года на крейсере был поднят Военно-морской флаг РККФ и его включили в отряд строящихся кораблей КБФ вместе с эсминцами «Опытный», «Строгий» и «Стройный». К этому времени экипаж составлял 408 человек. Штабом обороны города было принято решение перевести «Петропавловск» на позицию для стрельб в район Угольной гавани. Так как крейсер не имел высоких надстроек, его удалось относительно удачно замаскировать: корпус судна «терялся» среди различных береговых сооружений. Корабль подвели к причалу и подключили к береговой электростанции, потому что к началу активной фазы боёв за город, до предела сокращённому экипажу судна удалось полностью ввести в строй только одну дизель-генераторную станцию.
В ходе войны крейсер применял установленные на нём 4 203-мм орудия по береговым целям. На берег заблаговременно были отправлены артиллерийские наблюдатели .7 сентября 1941 года «Петропавловск» начал вести огонь по сосредоточению немецких войск перед фронтом 21-ой дивизии НКВД . Всего за первую неделю боёв крейсер выпустил 676 снарядов, нанеся войскам 18-ой германской армии существенный ущерб, в частности «Петропавловск» очень эффективно вёл контрбатарейную борьбу, его огнём были сорваны несколько попыток германских войск прорвать оборону в районе железной дороги на Ленинград и по кратчайшему пути войти в город. Как вспоминал в своей книге «Курсом к победе» Адмирал флота Н.Г. Кузнецов: «Очень досаждал фашистам своим артиллерийским огнем недостроенный крейсер «Петропавловск».
11 сентября 1941 года во время боевой стрельбы на 22-м выстреле взрывом снаряда в канале разорвало ствол левого орудия башни A. При осмотре места происшествия, был обнаружен дефект: тщательно заделанная и закрашенная немцами раковина на стволе. Точно неизвестно, что могло послужить причиной: заводской брак или же диверсия со стороны немецких специалистов.
Крейсер в течение 11 суток вел обстрел немецких позиций. В период с 7 сентября до 17 сентября 1941 года крейсер совершил 676 выстрелов и потерял 40 человек из экипажа: 10 убитых и 30 раненых. 10 сентября немцы вышли на берег Финского залива. В зону обстрела полевой артиллерии попал весь Морской канал.Неподвижный "Петропавловск" стал одной из основных целей. Параллельно начались авианалеты,которые вывели из строя береговую электростанцию и выжгли береговые строения,маскирующие корабль.
17 сентября тяжёлые 210 мм гаубицы 768-го моторизованного дивизиона вермахта накрыли неподвижный и уже хорошо заметный корабль в прямой видимости ,крейсер получил 53 попадания , из них более 20 — 210 мм снарядов(очевидно, учтены близкие разрывы). Один из снарядов попал в корпус и вывел из строя единственный источник энергии крейсера - помещение генераторов №3. Начался пожар,тушить который было нечем ,через пробоины стала поступать вода . Небольшая команда эвакуировала раненых и покинула тонущий корабль.
19 сентября крейсер накренился на левый борт и сел на грунт,опершись на стенку набережной.Ночью на борт корабля вернулась часть команды и спецы с Балтийского завода и скрытно демонтировали зенитное вооружение,которое было передано Ладожской флотилии.Из моряков-петропавловцев сформировали еще одну роту морской пехоты,которая была отправлена под Петергоф.
4 апреля 1942 года во время авианалета крейсер получил прямое попадание авиабомбы и затонул. Затонувший всего в 3-х километрах от немецких позиций крейсер в Штабе обороны Ленинграда решено было поднять и отбуксировать в безопасное место. Этим занялась небольшая группа из остатков экипажа и специалистов ЭПРОНа . Зимой,в холод,голод,под немецкими обстрелами(любое движение в районе затонувшего крейсера немедленно подвергалось обстрелу с немецкой стороны),водолазы и моряки производили заделку пробоин корпуса,переносными насосами из отсеков откачивали воду,восстанавливали внутренние коммуникации.
10 сентября 1942 года корпус удалось заставить всплыть ,оставшиеся пробоины были заделаны . Но с рассветом немцы обнаружили изменения и возобновили обстрел,крейсер пришлось снова притопить. Лишь 17 сентября утром немцы не увидели на привычном месте полузатопленный крейсер. «Петропавловск» уже стоял у пирса Балтийского завода. Ремонт завершили 30 декабря -и 31 декабря 1942 года он снова поприветствовал фашистов залпами главного калибра. «Петропавловск» ввели в состав 2-й артиллерийской группы флота, куда были также включены линкор «Октябрьская революция», крейсера «Киров», «Максим Горький», а так же несколько эсминцев. Артиллерией крейсера командовал старший лейтенант Я.К.Грейс. Немецкие орудия показали себя очень хорошо,накрытия были исключительно точными. «Петропавловск» принял участие в Красносельско-Ропшинской наступательной операции, выпустив в первый же день, 15 января 1944 года, 250 снарядов. С 15 по 20 января это число увеличилось до 800 при заводской гарантии «живучести» ствола в 300 выстрелов. А всего за 31 обстрел по врагу было выпущено 1036 снарядов.
«Петропавловск» использовался активно-на его счету каждый третий снаряд 2-й артиллерийской группы флота . По донесениям береговых наблюдательных групп и наших войск действия артиллерии крейсера оказалось весьма эффективным. Только за 19 января на счет крейсера-батареи записали 3 орудия, 29 автомобилей, 68 повозок и 300 убитых солдат и офицеров противника» ( сводка КБФ ). Последние залпы корабль произвёл 24 января 1944 года. Немцев от Ленинграда отбросили,дальности орудий уже не хватало.На этом боевая служба «Петропавловска» закончилась. А 1 сентября 1944 года его переименовали в "Таллин".
После войны рассматривалось несколько вариантов достройки корабля. 23 декабря 1949 года было отдано распоряжение на достройку крейсера по проекту 83К .Предусматривалось использование в качестве донора захваченный советскими войсками в Пиллау в 1945 году подорванный немцами систершип "Петропавловска"-"Зейдлиц" . Но рассчеты показали чрезмерную затратность данной операции-191 миллион рублей. При этом корабль уже морально устарел к концу войны,а силовая установка оказалась чрезмерно сложной в эксплуатации.Да и год пребывания под водой на пользу не пошел. Был вариант достройки в качестве учебного крейсера,но тоже до дела не дошло.
12 января 1949 года корабль был переклассифицирован в лёгкий крейсер.А 11 марта 1953 года -в несамоходное учебное судно и переименован в «Днепр». 27 декабря 1956 года его переформировали в плавучую казарму «ПКЗ-112» ,в которой проживали экипажи ремонтирующихся в ленинградских доках военных кораблей. Приказом от 4 апреля 1958 года корабль был исключен из списков флота и в течение 1959–1960 годов он был разрезан на металл на заводе «Вторчермета».
Приобретение "Лютцова" иногда критикуется как неоправданное вложение в недостроенный корабль, возможность достройки которого находилась целиком в руках потенциального противника.Но на это еще тогда ответил И.В. Сталин- "Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага".
При этом ,в любом случае, наша страна получила передовые немецкие технологии,а оборона Ленинграда - надежные 203 мм орудия с дальностью стрельбы до 33,5 км. При недостатке дальнобойной артиллерии у гарнизона Ленинграда орудия "Петропавловска" оказались очень кстати. За войну крейсер выпустил по врагу снарядов больше, чем любой другой корабль Балтийского флота .
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам