Найти в Дзене
ROMAOS

Таблетка успеха. Нейрофизиологические законы от Андрея Курпатова

Оглавление

Андрей Курпатов, известный психолог, автор более ста научных работ и монографий, посвященных психотерапии, пограничным психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Монография «Методология, психотерапия и развитие личности» удостоена премии профессионального психологического сообщества «Золотая психея» как лучший научный проект в российской психологии в 2002 году. Участвовал в нескольких крупных научных проектах и экспериментальных исследованиях, в том числе и по заказу министерства обороны РФ. Благодаря уникальному таланту автора ясно, доступно и с пользой рассказывать о научных исследованиях, его книги уже проданы совокупным тиражом более 5 миллионов экземпляров и переведены на 8 иностранных языков.

«Красная таблетка». Мозг нас обманывает, но с ним можно договориться.

«Красная таблетка» — первая научно-популярная книга Андрея Курпатова за последние 10 лет, результат большого и серьезного исследования.

Название книги Курпатова ссылается на известный фильм, который во многом перевернул киноиндустрию по части спец-эффектов, конечно же этот фильм «Матрица». Был там очень один известный момент когда Морфеус предлагаю Нео, сделать выбор. Выбрать таблетку, которую он примет. Эта таблетка изменит все. 

Какую таблетку ты выберешь  ?
Какую таблетку ты выберешь ?

Он говорит:

 — Примешь синюю таблетку и сказке конец. Ты проснешься в своей постели и поверишь, что это был сон. Примешь красную таблетку войдешь в страну чудес. Я покажу тебе, глубока ли кроличья нора. Помни, я лишь предлагаю узнать правду, больше ничего.

 Морфеус только хотел рассказать Нео правду, Курпатов берет на себя такую же роль и хочет развеять перед читателем все мифы в которые мы верим.

 «Красная таблетка» превращает научные знания по нейробиологии в увлекательное интеллектуальное путешествие и эффективный практикум.

Все технологии, представленные в книге, прошли апробацию в рамках проекта «Академия смысла».

Главная идея этой книги, звучит так: как такого человека не существует, человек — это наполовину эмоции, наполовину желания. Он раб инстинктов, он в плену у своего мозга!

 Нет того что принято называть «я». Курпатов заявляет что вас нет!

Мысли — цепь связанных друг с другом нейронов

Андрей Курпатов в книге «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!» пишет: «Любая мысль человека — это не какой-то Святой Дух, спустившийся ему с Небес, а просто цепь связанных друг с другом нейронов. По ней бежит возбуждение, а у нас в сознании возникает некий образ, мысль или какое-то представление».

«Мысли не «приходят» к нам в голову, они и есть эта самая голова — точнее, мозг.

Великие умы представляются нам умудрёнными жизнью и опытом седовласыми старцами… Это забавно, потому что большинство величайших на­учных открытий и даже философских прозрений принадлежит самым настоящим юнцам.

Открытия, которые прославили Эйнштейна, он сде­лал в 25 лет. 25 лет было и Вернеру Гейзенбергу, когда он создал свою матричную механику. 26 лет — Полю Дираку, когда он вывел уравнение, верно описывающее электрон. Нильсу Бору было 28 лет, когда он создал современную модель атома, за что и был награж­дён Нобелевской премией.

Мы не более чем нейроны… Гарвардское исследование развития взрослых людей

 Мы ведем себя всегда по разному. В зависимости о характера людей и их положения в обществе, наш мозг подсознательно выбирает модель общения. Но мы считаем что это наша «личность», наше «Я» выбрало.

Андрей Курпатов в книге «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!» рассматривет одно из самых известных и масштабных ис­следований такого рода — это ставшее уже классическим «Гарвардское исследование развития взрослых людей». Оно началось в 1938 году и счастливо про­должается до сих пор.

На протяжении всех этих долгих лет учёные, сменяя друг друга на исследовательском по­сту, внимательно следят за жизнью 724 че­ловек. К настоящему моменту в живых оста­лось чуть больше пятидесяти участников этого самого долгого в истории психологии научного эксперимента.

Все эти люди, ставшие предметом столь при­стального и пожизненного интереса учёных, тогда ещё совсем юные, были отобраны из числа студентов первого курса Гарвардско­го университета и, в качестве альтернативы, из мальчишек, принадлежавших к беднейшим слоям Бостона.

С тех пор они уже повзрослели, состарились, а большинство из них, как я уже сказал, умерли.

Судьба у всех сложилась по-разному — кто-то поднялся вверх по социальной лестнице, кто-то спустился вниз. Кто-то заболел ши­зофренией, кто-то стал алкоголиком или нар­команом. Но были и те, кто прожил вполне счастливую жизнь.

Различие карьер и профессий в этой выборке огромно — тут вам и рабочие, и учёные, и адво­каты, и врачи. Был даже один президент — он, правда, выбыл из исследования в 1963 году после известного выстрела в Далласе.

Участники эксперимента женились и разво­дились, рожали и хоронили детей, создавали компании и терпели финансовый крах, боле­ли, выздоравливали и умирали.

В общем, обычная-обычная жизнь согласно закономерностям этой самой жизни и вероятностному распределению событий на единицу конкретной человеческой жизни.

Надо ли говорить, что результат этого ис­следования равен абсолютному нулю? Да, в жизни людей случается всё, что может случиться, и все они на это как-то реагируют. В общем, главной гордостью учёных может быть только упоминание в Книге рекордов Гиннеса за невероятную продолжительность их странного исследования.

-2

На вопрос журналиста, который был задан Джорджу Вейленту (предпоследнему руково­дителю бостонского исследования), — мол, что же можно считать главным результатом столь серьёзной научной работы? — Джордж ответил буквально следующее: «Единственное, что на самом деле имеет значение в жизни, — отношения с другими людьми».

Действие – ключ успеха

Вы сами — это то действительное, что проис­ходит в вашей жизни. Вы — это вовсе не то, что вы думаете про себя, не то, как вы вы­глядите в чьих-то глазах. Вы — то, что в ва­шей жизни реально происходит. Если же ничего осмысленного в ней не происхо­дит, то и вас самих — маловато, вы — своя собственная тень.

Если вы хотите быть — состояться, жить пол­ноценной жизнью, — вы должны действовать. Ждать чуда и защищать фантомы собственно­го «эго», навязанные вам обществом, — пустая трата времени.

Приноси пользу, в этом залог успеха

К сожалению, бессмысленная и беззубая идео­логия «самореализации», за которой ничего, кроме вдохновенных слов, не стоит, приводит к тому, что люди забывают главное: то, что они делают, они делают не для себя, а для других.

-3

Уловите эту хитрость. На самом деле мы нуж­даемся в удовлетворении нашего иерархи­ческого инстинкта: мы хотим чувствовать себя в стае, которая хорошо к нам относится, любит нас, понимает и поддерживает. Но стая не будет делать это просто так, и она не будет этого делать, если вы ей не нужны.

Поэтому, если мы хотим успеха для себя, мы должны думать о том, как осчастливить других. С одной стороны, вроде бы и странно, а с другой — просто. Да и альтернативы нет, только таким путём.

Делай не то что нравиться тебе, а то, что будет востребовано

Андрей Курпатов в книге «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!» приводит афоризм Оскара Уайльда: «Пьеса была великолепна, а вот пу­блика никуда не годилась». Далее автор пишет: «Хотя бывает, что чувство прекрасного у творца и у публики почти одинаково, ну или вам нужно найти свою публику, что тоже вариант.

В любом случае главный вопрос здесь таков: вы готовы угождать публике, хотите восхищать эту публику, вам важно, что эта публика хочет?

Если вы отвечаете отрицательно, то забудьте про «успех». Нравится вам то, что вы делае­те, — делайте это для себя и показывайте тем, кому это тоже нравится. Но ожидать мирово­го признания, занимаясь тем, что большин­ству людей вообще ни в каком отношении не надо, — это безумие и абсурд.

Андрей Курпатов считает, что ему повезло, он имел возможность ра­ботать со многими действительно очень талантливыми людьми — с музыкантами, композиторами, артистами, режиссёрами, сценаристами, художниками, дизайнерами, журналистами. И знаете, кто из них более всего «успешен»?

Те, кто думает о том, что именно вызовет вос­торг у потребителей их творчества. То есть не о себе любимом, а о публике — о механиз­мах её восприятия, о её вкусах, предпочте­ниях, о том, как у человека, потребляющего контент, возникает ощущение, что этот кон­тент крут и прекрасен.

То есть цель этих по-настоящему успеш­ных людей — не их собственное ощу­щение от произведённого эффекта, их цель — понять, как заставить других людей восхищаться, угадать, а то и буквально просчитать это».

-4

Выбор  жизненного пути

Понятно, что выбор жизненного пути иллю­зорен, и мы не выбираем своей судьбы.

Во-первых, мы при всём желании не можем это сделать осознанно — наше сознание на­ходится в слишком сложных отношениях с нашим мозгом.

Всё, что нам реально доступно, — это предот­вращать скатывание нашего мозга к набору вы­ученных однажды автоматизмов, а также по­буждать его к новому видению и пониманию.

Во-вторых, мы, конечно, серьёзно ограниче­ны в свободе действий. Мы родились в кон­кретном историческом времени со всеми его плюсами и минусами и получили то воспита­ние, которое получили.

Существуют, кроме прочего, ограничения, обусловленные генетически и физиологиче­ски. Мы зависимы от ситуативных факторов, от имеющихся у нас знаний и опыта.

В-третьих, ни один из созданных нами умо­зрительных «перспективных жизненных пла­нов», к сожалению или к счастью, не может быть реализован.

Мы находимся в тех ситуациях, в которых мы находимся, и можем использовать только те возможности, которые в этих ситуациях есть. И нельзя предсказать, где мы конкретно окажемся, пройдя этот уровень жизненного квеста, и какие возможности нам откроются на следующем.

Наконец, в-четвёртых, на нас, судя по все­му, ни у кого нет никакого «плана». Если бы такой план был — у сверхъестествен­ных сил или у сильных мира сего, — тео­ретически существовала бы возможность от него отклониться.

Но если плана на нас ни у кого нет, то и всякий выбор судьбы является лишь иллюзией: что бы мы ни выбрали, мы вы­бираем свою судьбу, при этом — только одну и эту, без вариантов, и тут не о чем больше говорить.