Дисциплина- обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. (Словарь Ожегова)
Исходя из этого определения, давайте не будем требовать для нашего ребёнка в школе прямо-таки индивидуального подхода от учителя.
Начнем с опозданий. В моей практике всегда были дети в 1-классе, несколько , которые опаздывали чуть ли не ежедневно. По вине родителей, кстати. Проспали, будильник не прозвенел, машина не завелась, и т.д. Одного мальчика отец однажды окатил водой прямо в постели, приучал таким образом к дисциплине. Я просто руками развела... А суть скорее всего, была в другом. В садик он не ходил, режима дня не существовало. Родители поздно укладывали его спать.
Ну вы представляете, конечно, ЧТО ТАКОЕ опоздавшие в 1 классе? Это пол-урока в никуда. Дети же реагируют на каждое постороннее слово, движение, а тут Вася ввалился и начал громко объяснять ситуацию. Как правило, у него ещё то тетради нет, то учебника, то ручки. Да пока поможем всем классом найти нужную страницу...)))
Далее. Начался урок математики, к примеру. Все открыли тетради, отступили 4 клетки вниз и ладошку влево, поставили точку. Написали дату.
А Вова не поймёт, какие 4 клетки вниз? У него тетрадь в линейку. Он ещё термины не знает "клетка", "линейка", "строчка", "столбик""влево"... Вот и вопрос возникает: кого надо учить дисциплине? Ну родителям хоть надо ДО ШКОЛЫ объяснить ИНДИВИДУАЛЬНО ребёнку эти понятия?
Вот для чего, к примеру, дома нужны графические диктанты. И ориентироваться во времени и пространстве к школе ребёнок должен уметь уже. И режим дня соблюдать.
Поэтому в воспитании самодисциплины
1. Соблюдаем её сами по отношению к ребенку и вообще в своей жизни. Потом учим этому ребёнка.
Ведь дисциплина и самодисциплина-это не какое-то особое дело, это обычные бытовые дела: умыться, вовремя собраться на улицу или в школу, помочь маме на кухне, не раскидывать свои вещи, убрать игрушки, сложить самому свой ранец, погулять с собакой, полить цветы, сделать уроки.
Психологи М. Смирнова и Н. Козлов объясняют, что ответ на вопрос "Как приучить ребёнка к самодисциплине" иногда может быть простым: " если есть успешные родители, которые умеют это делать, мы можем просто подсмотреть, как они это делают. Оказывается, они это делают по-разному: когда-то требовательностью, когда-то чёткостью просьб, когда-то-умением воодушевлять или собственным примером. Кто-то умеет рассказывать о самодисциплине так, что после него это воспринимается, как высокий образец жизни, кто даёт простые и полезные подсказки, так, что любое дело оказывается несложным."
Есть только ещё 4 момента, которые надо неукоснительно соблюдать.
1. Если уж требуете что-то- требуйте в системе, постоянно, а не от случая к случаю. Слова родителей не должны быть импульсивны и случайны. Они должны быть продуманы и превратиться в закон, в постоянное правило, в образ жизни.
2. Хорошие отношения между взрослыми и детьми. Если нет контакта- о какой дисциплине и самодисциплине может идти речь?
3. Умение доходчиво объяснять детям, почему и для чего надо так поступать, а не иначе.
4. Умение быть требовательными и , когда необходимо, применять силу. Дисциплина- такая вещь, которая строится обязательно В ТОМ ЧИСЛЕ на силе. Силу уважают, ей подчиняются. Сила эффективна.
Особенно , наверное, это заметно в спорте.
Мой старший сын-тренер по армейской борьбе.В том числе он тренирует детей. Внучка, 6 лет, тоже ходит к нему в клуб. Я посмотрела, как он спокойно и в то же время жёстко заставляет отжиматься пацанов, которые нарушили дисциплину на тренировке. Или если кто-то подрался в школе. Внучке тоже доставалось за что-то там, мне её было жалко. Но когда я спросила после тренировки, не обижается ли она на папу, она с удивлением сказала: "Ну что ты? Он же ТРЕНЕР!"
Конечно, самая лучшая самодисциплина- естественная и лёгкая, а не строгая. Но это - не сразу, к этому надо прийти...
А как вы думаете?
Ссылки на мои статьи "Графические диктанты"https://zen.yandex.ru/media/id/5d69c96b1d656a00ad00be79/matematika-graficheskie-diktanty-doma-zachem-5d7848de3f548700ae87baa8
"Ориентировка во времени и пространстве" https://zen.yandex.ru/media/id/5d69c96b1d656a00ad00be79/kak-nauchit-rebenkapervoklassnika-orientirovatsia-vo-vremeni-i-prostranstve-3-momenta-5d72fe095d636200ade9d2a9
"Как расположить к себе ребёнка и создать с ним доверительные отношения"
Удачи и счастья вашим семьям! Откликайтесь, делитесь, буду благодарна!