Бундахишн (творение): первая фаза В чистой и глубинной структуре иранского логоса следует искать объяснения прикладных форм зороастрийской религии и, в частности, зороастрийского историала. Он описан в зороастрийской теории циклов. Зороастрийский историал состоит из трех вселенских эпох и направлен к их эсхатологической кульминации. Бундахишн описывает начало великой битвы следующим образом: Ормазд, благодаря всеведению, знал, что Ахриман существует, и (во все), что бы он ни задумал, Ахриман ревностно и страстно будет вмешиваться до конца. А так как (Ормазд) добивается конца (противостояния) многими средствами, (то) он сотворил духовные образы созданий, которые нужны для этих средств. Три тысячи лет они оставались духовными образами, которые были недумающими, неподвижными и с неосязаемыми телами. Злой дух из-за невежества не знал о существовании Ормазда, а после того, как он поднялся из бездны, он вошел в свет, который увидел. Из-за (своей) разрушительной и ревностной природы он бросился разрушать свет Ормазда, недоступный для демонов. И он увидел, что храбрость и превосходство (Ормазда) больше, чем его собственные, и опять удрал во мрак и тьму. И он сотворил много дэвов и демонов, и творения разрушителя поднялись для Устрашения. Ормазд, который увидел творения Злого духа, ужасные, грязные и дурные, счел их недостойными хвалы. Затем Злой дух увидел творения Ормазда, и они показались ему творениями очень одухотворенными, любознательными и достойными хвалы, и он одобрил творения и создания. Ормазда. Тогда Ормазд сознанием о том, (каким будет) конец вещей, пошел навстречу Злому духу и предложил ему мир, сказав: «О Злой дух! Помоги моим творениям и похвали (их), чтобы в награду за это ты стал бессмертным, нестареющим, неиспытывающим голода и жажды». Но Злой дух прорычал: «Я не пойду, не помогу твоим творениям и не похвалю их, и я не соглашусь с тобою относительно добрых дел. Я уничтожу твои творения навсегда и навечно и сделаю так, что все твои творения перестанут дружить с тобою и подружатся со мною». А объяснение того, что Злой дух рассудил так, то, что Ормазд был в затруднении, поэтому он предложил мир, а (Ахриман) его не принял и даже вступил с (Ормаздом) в борьбу. И Ормазд сказал: «Ты не всезнающий и не всемогущий, о Злой дух! Поэтому ты не сможешь уничтожить меня и сделать так, чтобы мои творения не вернулись комне» Первой эпохой — первым трехтысячелетием — является эра творения, «бундахишн». В этот период Аху-ра-Мазда создает мир менок, Амеша
Спенту и полчища ахуров (архангелов), язатов (ангелов), а также всех световых крылатых существ — фраварти. В центре земного диска находится полюс мира, страна Арьяна Ваэджа, авестийское Airyansm, где Йима строит по указанию Ахура-Мазды город Вара, Вокруг него располагаются семь регионов земли (каршавар): восточный, западные, по два на Севере и на Юге, и центральный, вокруг самой священной горы. Центральный каршавар называется Хванирата и совпадает с землей ариев, образом которой является Персия. Хванирата — это одновременно вся известная нам территория земли, так как в иные каршвары человечество перейти не может. Первый цикл длится 3000 лет. В этот период Ангро-Манью пребывает в бездне, под дном творения. В это время солнце стоит неподвижно в вертикальном положении и в мире нет никакого движения — ни болезни, ни смерти. Бундахишн поясняет: До тех пор пока не пришел Враг, всегда был полдень.
Эта фаза неподвижного творения чрезвычайно важна. Здесь
мы имеем дело с совершенным миром, который, будучи и духовным, и телесным, неутрачивает своего совершенства. Утверждение такого мира чрезвычайно важно, так как он является той моделью,
которая будет восстановлена после эсхатологической победы Сил Света над силами Тьмы. Это время творения есть парадоксальное время вечности, полуденное время, которое существует опытным образом, но без какой бы то ни было диахронической последовательности. Показательно, что само слово «рай» и связанная с ним концепция — латинское paradisus, — имеет Иранское происхождение и изначально обозначало «закрытый сад» — авестийское pairidaeza, Этот «сад» представляется как наиболее внутреннее измерение бытия, где пребывает священный владыка мира и куда он допускает только своих наиболее приближенных последователей. Изначальное состояние мира есть состояние этой неподвижной вечности, которое в телесном мире воспроизводит неизменную структуру мира духовного, светового.