Большая Колыванская ваза – самая большая в мире ваза из натурального камня, зеленоволнистой яшмы, которая в музее Эрмитаж занимает целый зал. Ваза представляет собой гигантский цветок, состоящий из двух овалов, диаметр вазы чуть более пяти метров, вес 19 тонн. Изготовлена она из цельного куска яшмы, который был найден на одной из каменоломен Алтайского края в 1819 году. Затем этот кусок яшмы тащили волоком более тысячи человек в течение целых трех месяцев до Колыванской фабрики. На фабрике над созданием вазы трудились с 1828 по 1843 год, а затем на барже перевезли в Санкт-Петербург. Ваза и сейчас поражает не только своими размерами и дизайном, но и великолепным качеством обработки камня, это притом, что в девятнадцатом веке не было шлифовальных станков. Камень настолько хорошо отшлифован вручную, с помощью шлифовального порошка, что вызывает восторг у современных резчиков камня.
Царь-танк, или Танк Лебеденко, был разработан русским конструктором Лебеденко в 1915 году. Царь-танк представляет собой передвижное бронированное устройство, которое является самым крупным из когда-либо сконструированных сухопутных боевых машин. Машина была поистине грандиозной по размерам – два передних колеса достигали диаметра 12 метров. Патронировал проект сам император Николай ll. Но первые же испытания опытного образца показали, что эта машина не способна участвовать в бою, поэтому дальше опытного образца дело не пошло, и разработку проекта приостановили, а машина стала тупиковым проектом Лебеденко. Макет модели Царь-танка находится в музее-заповеднике «Дмитровский кремль».
Царь-фонарь был изготовлен холмогорскими умельцами в начале 17 века по заказу митрополита Иллариона. Фонарь высотой более двух метров повторяет форму Рождественского собора Суздаля, а также имеет пять куполов. Внутрь фонаря через окошко вставляются свечи, которые не затухают при порывах ветра и придают фонарю очень загадочный, даже сказочный вид. В семидесятых годах прошлого века за реставрацию фонаря взялся известный мастер Вячеслав Басов, и подошел к делу очень ответственно. Например, за подходящей слюдой для фонаря мастер специально ездил в Карелию. Кроме слюды, для производства фонаря холмогорскими мастерами были использованы золоченые медь и чугун – материалы тяжелые, поэтому вес Царь-фонаря достигает 160 кг. Говорят, что во время крестного хода его несли восемь человек, продев в специальные «уши» фонаря оглобли. Сейчас это чудо находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Царь-ванна, Баболовский дворец Царского Села, Санкт-Петербург. Дворец принадлежал Григорию Потемкину, являясь подарком императрицы Екатерины ll. Царь-ванна – это уникальное сооружение из монолитного гранита, которое вмещает 8000 ведер воды. Глыбу из красного гранита весом 160 тонн доставили из Финляндии и полировали на месте целых десять лет, с 1818 по 1828 годы. Руководил работой известный мастер-каменотес Самсон Суханов. В результате работы над глыбой получилось уникальное сооружение высотой 196 сантиметров, диаметром 533 сантиметра и весом около 48 тонн. Настоящий гранитный бассейн! К нему были изготовлены эксклюзивные чугунные лестницы с перилами и смотровыми площадками. Баболовский дворец очень пострадал во время войны и до сих пор не реставрирован, но самое уникальное сооружение – царь-ванна - прекрасно сохранилось.
Понравилось? Подпишись, каждый день куча всего интересного.