1 января 2008. Горы. Фрирайд.
9 утра Пробуждение.
Странно, как-то рановато для первого января. И Голова подозрительно свежа.
Все-таки свежий воздух дает о себе знать. За окном светло и очень солнечно – такое утро заряжает. Год начинается приятно.
Умываюсь – по виду остальных становится понятно - я встал не первым и нужно поторапливаться. Термобелье, защита, штаны, балаклава, куртка. Рюкзак заполняют лавинная лопатка, щуп, палки, бипер, шоколадка и свитер. В карман ipod. Под шлем наушники.
Спускаюсь, успеваю по пути перехватить яишнички с парой сосисок. Как потом оказалось - очень удачно.
Выхожу на улицу – трудно описать словами солнечное утро первого января 2008 года на высоте 2800 метров над уровнем моря. Чистейший воздух, нежно голубое небо и невероятные пейзажи западного Тянь-Шаня. Это что-то невероятное!
Краткий инструктаж относительно состояния снега и лавноопасности. Состояние отличное – снега много, лавины уже спустили, вероятность новых лавин почти на нуле! Пристегиваем доски к рюкзакам и вперед! Навстречу приключениям, горам и нетронутой целине!
Движение колонны по горному хребту – картинка впору на рабочий стол ставить, хотя это никогда не заменит ее реального созерцания.
Слева и справа просторы, которыми глаз не устанет любоваться. Горы, снег, деревья, где-то внизу равнины с городами... Быстро идти не получится – воздух не тот. Устаешь быстро. Да и снега столько, что по колено минимум проваливаешься. Идем потихоньку. Долго. Музыка и солнце создают отличное настроение. Преодолеваем небольшие уступы и мелки затруднения. Чуть больше часа пути и мы добираемся до точки старта.
По глоточку виски...
Ииии... Покоряем поляны нетронутой целины. Мчим, разбрызгивая волны снега из- под досок.
У меня, что характерно, не обходится без пары мелких неудач. Пары легких падений (кувырок через голову и ты снова в строю!) и одного промаха мимо пути. Но собственно я такой не один был, и путь выбрал не сам. Путем немыслимых траверсов и пары выбросов адреналина возвращаемся в строй и продолжаем наш путь.
Но ничто не нарушит радости разрезания нетронутой снежной равнины!!!
Как и все хорошее спуск заканчивается. Приходится выстегнуться, и продолжить путь по целине, но уже на своих двоих. Первый в снегоступах, остальные за ним. Снег поглубже, и идти не так просто как было наверху, да и ноги уже потрудились за день. Даже идя вторым, с трудом преодолеваешь больше двухсот шагов. Потом пропускаешь кого-нибудь на свое место. Но, опять за час с небольшим, нам удается выбрести на одну из основных трасс.
Встегиваемся в доски и успеваем до низа еще насладиться трассовым катанием. Хотя сил уже мало не все дается легко, да и трасса изрядно испахана – много бугров. Но быстро добираемся к началу канатки. Хочется чаю и кушать. Уже больше трех часов дня. Но нужно скорее бежать на кресло – а то канатку закроют.
Прыгаем на кресла, поднимаемся. Около получаса идет канатка до верхней точки первой очереди. Успеваешь изрядно подмерзнуть. Захваченный в рюкзак свитерок, одетый перед посадкой, очень помогает, но все равно прохладно.
Переход от первой очереди канатки до бугеля, ведущего на самый верх небольшой. Но что нас ужасает - вторая очередь уже не движется. Подойдя ближе, понимаем – канатчики ушли... Пара минут на расстройство, а потом медленное осознание ситуации...
А ситуация следующая:
Мы стоим с досками на высоте около 2500 метров. Нам нужно наверх. Там, на Метеостанции, на высоте 2800 наше место проживания. Которое впрочем, забрав свои вещи, мы должны были после подъема покинуть т.к. внизу нас ждет автобус в город, откуда мы рано утром улетаем... Более того вещи планировалось спускать погрузив на канатку, но даже первая очередь на наших глазах перестает двигаться. Трындец короче.
Прохладно. Скоро закат. Подняться пешком – в принципе реально, но ноги уже очень устали, и засветло, скорее всего не успеем. А про темноту я чуть позже напишу.
«Сидитъ Федот икаетъ, в обстановку вникаетъ»
Стоим, думаем, как быть. Хороших вариантов нет. До темноты не успеваем уже ничего. Начинаем замерзать.
Чудом удается договориться, что вернут канатчиков, и они поднимут нас обратно на метеостанцию. Остается ждать. Канатка, снизу идет около получаса + время пока канатчиков разыщут, объяснят ситуацию и.т.п. В общем, у нас еще больше часа.
Покурили, потанцевали, попрыгали. Холодно. Сил почти нет. Не ели с утра. Усталость подкатывает. Стали греться обнявшись. Сначала больше в шутку. Потом было не смешно. Во-первых, замерзли, во-вторых, сбившись в кучу стали реально отогреваться.
В какой-то момент счастье настало – появились канатчики!
Они, конечно, не решали нашу проблему в целом, но, по крайней мере, давали возможность добраться «домой» на Метеостанцию.
Солнце уже почти зашло. В голове одно – как мы попадем в автобус?!
На Метеостанции держим совет - как добираться вниз. Принимаем непонятное для меня решение – «выбора нет – придется спускаться»... Непонятное потому, что страшно. Ночь. Гора многим почти незнакома. Я днем-то успеваю там накувыркаться от души, пока спускаюсь. Отдельные участки искатаны. Сил почти нет...
Ужинаем. Кушать хотелось очень. Жена начальника станции готовит превосходно. Отказаться было невозможно.
Для смелости пару стопок внутрь.
Собираемся. Берем вещи и выходим.
Я – стою на доске. На мне 20 килограммовый чехол. К нему в довесок за спиной рюкзак.
Что я вижу? Да ничего.
Совсем ничего.
Там настолько темно, что разница между открытыми и закрытыми глазами ощущается, только если поднять глаза к небу. Количество звезд настолько велико, что найти знакомые созвездия удается далеко не сразу, а многие не удается совсем. И, кажется, что нет такого места, куда можно было бы ткнуть пальцем и не попасть при этом в звезду!
Настолько красиво, что увидев это первым вечером, мы ежедневно устраивали кружки устного чтения книг про звезды и другие небесные тела...
Но вот только на земле ничего разглядеть невозможно. Абсолютная темнота.
Если чуть пройти вперед – можно далеко впереди внизу увидеть захватывающую картину из огней простирающегося в долине города. Потрясает, но он очень далек от нас и его свет никак нам не помогает.
И нет луны. Ее восход мы наблюдали накануне в 1.50 ночи, когда ее диск неожиданно начал огромным шаром вылезать из-за соседней, еще большей, чем наша, горы... Зрелище, нужно сказать воодушевляющее! Но ждать до 2х ночи пока она появится вновь, не представляется возможным.
У кого есть – включают фонарики. Они режут темноту своими лучами.
Мне начальник станции при прощании дал в руку зажигалку с фонариком. Бред – подумал я тогда. Но взял. Выйдя на улицу, нервно приспособил его между шлемом и головой.
Внушил себе – пути назад нет – будем бороться!
Мобилизация всего организма, общий дух, групповая поддержка, лошадиные дозы адреналина и спустя минут 40 впереди завиднелись огоньки встречавших нас внизу...
Вздох облегчения невольно вырвался из груди каждого их увидевшего...
Несмотря на все страхи сложности, мы добрались до ждавшего нас автобуса. Сначала даже не было понятно, что случилось. Но в автобусе долго еще ощущался дух недавнего мандража.
Пара бутылок виски и тройка бутылок вина разлетелись почти моментально. Стало как-то тепло весело и спокойно.
Прибыли в место нашей ночевки. Переоделись в «гражданское». Зачехлили все остальное.
И, наконец, дали усталости возможность унести нас в мир снов...
P.S. Не думаю, что этот день можно забыть.
Как и встречу нового года с сознанием того, что на такой высоте в этот момент нет никого на сотни, а может и тысячи километров вокруг. Чего уж говорить о салюте под этим бесконечно звездным небом и утре, с которого для нас начался этот необычный день и этот две тысячи восьмой год...