Практически любой человек в цивилизованном мире знает или слышал про космический корабль "Союз". За 50 лет эксплуатации "Союз" стал практически основным космическим транспортом и прославился своей надежностью.
В NASA назвали "Союз" шедевром инженерной мысли и самым надежным в мире космическим кораблем.
Изначально "Союз" разрабатывался как лунный проект, по постановлению правительства СССР от 1962 года. В рамках проекта ЛОК корабль обрёл все основные черты знакомого нам "Союза". Корабль был испытан в беспилотном варианте, но слишком поздно, лунная программа была закрыта.
Проект не исчез из космонавтики, а был переработан для использования на околоземной орбите. Первые полеты "Союза" были неудачными, не удались как и беспилотные пуски, так и пилотируемые.
Горький опыт первых запусков и отработка технологий производства позволили к 1967 году запустить шесть автоматических версий "Союза", а в 1968 году осуществить первый удачный пилотируемый полет. В 1969 году была проведена стыковка типа корабль-корабль.
Начиная с 1969 года "Союзы" переработали с учетом создаваемых долговременных орбитальных станций программы "Салют". Помимо пилотируемого"Союза", на его был создан автоматический грузовой корабль "Прогресс", который аналогично "Союзу" эксплуатируется и по сей день.
"Союзы" приняли участие во всех космических программах СССР начиная от "Алмазов" заканчивая "Миром".
После распада Советского Союза производство и эксплуатация "Союзов" перешла в руки России, где и эксплуатируется и по сей день.
Существует мнение, что "Союз" безнадежно устарел за все время эксплуатации, однако это не совсем так, корабль постоянно модифицируется, устаревшие узлы и электронные компоненты заменяются на современные аналоги. Современные "Союзы" сильно отличаются от своих предшественников из 70-х, схожесть заключается лишь основной конструкции корабля.
У "Союза" есть и известный недостаток — это теснота и ограниченное пространство внутри корабля, это затрудняет управление корабля в ручном режиме и вызывает некоторый дискомфорт у космонавтов. К сожалению, такой недостаток устранить невозможно без капитальной реконструкции корабля. Но космонавтам всё же упростили жизнь, для управления кораблем создали специальное приспособление, а новая технология подлёта к МКС существенно сократило время пребывание космонавтов в корабле.
Ранее "Полёт" к МКС мог занять до двух суток, но последние модификации корабля позволяют достигнуть с станции всего за пару часов. Сидеть в тесной капсуле придется намного меньше и корабль перестраивать не придется.
С момента закрытия программы "Спейс Шаттл" в 2011 году, США лишились возможности доставлять астронавтов на МКС, поэтому активно покупают места на наших "Союзах" принося приличную прибыль Роскосмосу.
Возможно, "Союзу" рано или поздно найдут достойную замену, но до тех пор он будет верно служить не только российским космонавтам, но и зарубежным.
На сегодня всё, если вам интересна история российская космонавтика — подписывайтесь на канал, тут вы найдете много интересного! Если у вас есть тема для обсуждения — предлагайте её в комментариях! Спасибо за внимание!