Здравствуйте, в этой статье я расскажу вам о Porsche 928
История
Porsche 928 - это спортивный автомобиль от компании Porsche, который выпускался с 1977 по 1995 год. Изначально Porsche 928 задумывался как аналог 911. На момент создания в Porsche решили, что задняя компоновка себя исчерпала, и пришло время опробовать что-то новое. После неудачных попыток со среднемоторным шасси было решено создать автомобиль с классической переднемоторной компоновкой.
Ну, кто бы сомневался, других вариантов и не осталось.
Проект заинтересовал самого Фердинанда Порше (Основатель компании, если кто не в курсе). Он представлял 928 как более комфортабельный, чем 911, туристический премиум-класс и, что важно, обязательно с 300-сильным мотором V8 в угоду американскому рынку.
Внешний вид
Кузов был спроектирован Вольфгангом Мёбиусом под руководством Анатолия Лапина.
Опережая ваши мысли, скажу, что русским Лапин не был. Он родился в Латвии в 1930 году и на этапах зарождения Второй мировой войны уехал с родителями в Польшу до признания Латвийской ССР.
Позже Лапин переехал в Германию, где прошёл обучение по профессии автослесаря. В 1965 году руководил научно-исследовательским центром Opel, откуда позднее в 1969 перешёл в Porsche на место начальника дизайнерского отдела. Именно Лапин принимал участие в создании моделей 928, 924, 944 и улучшал аэродинамические показатели 911.
Но вернёмся к 928 модели. За основу для кузова взяли гальванизированную сталь. Но гальванизацией всё не закончилось: передние крылья, капот и двери производились из алюминия. Это вкупе с гальванизацией позволило Porsche скинуть 250 кг веса и пообещать гарантию 7 лет на защиту от коррозии, и это не осталось без внимания: уже на старте Porsche обходил своих конкурентов из Ferrari и Jaguar по показателям.
928 создавался как 3-дверное купе с низким центром тяжести и малой высотой (привет спорткарам). Перед был заострённым, точнее казался таким из-за интегрированного бампера. Именно благодаря передней части 928 получил прозвище "Сухопутная акула". Одной из главных фишек были, конечно же, фары. Вдохновлённые Lamborghini Miura, в Porsche создали и встроили в 928 выдвижные круглые фары, которые встретили столько же поклонников, сколько критиков. Боковые стороны и заднюю часть украшали треугольные скруглённые стёкла, спойлер и сдвоенные трубы.
Салон
Салону уделялось особое внимание. Как подобает туристическому премиум-классу, по комфорту 928-му в то время не было равных. Использовались дорогие материалы и проверенные временем дизайнерские решения.
Руль был 4-спицевый, что давало отличный обзор на приборную панель. Центральная консоль была чересчур наклонена, но общее впечатление от салона оставалось приятным: линии были плавными и эргономичными. Сидения с боковой поддержкой позволяли почувствовать максимальное удовольствие от вождения. А вот сзади 928 обилием места не отличался, особенно в багажнике, но в Porsche нашли решение - задние сидения можно было сложить и увеличить объём в багажнике в 3 раза до 580 л. Из премиум фишек в машине были электрические стеклоподъёмники, кондиционер и круиз - контроль.
Двигатель
Если говорить о ходовой и силовом агрегате, то данная тема была, ой, какой непростой при создании 928. Я бы сказал, во многом именно она его и погубила, оставив первенство 911. В чём же дело?
Компания задумалась о замене 911 ещё в 1971, а к 1973 уже был готов и испытан опытный образец.
Но как я рассказывал несколько минут назад, выпускать 928-ы начали только с 1977 года. Удар прилетел, откуда не ждали.
Арабско-израильская война создала угрозу энергетического кризиса, и 300-сильный Porsche с V8 пришлось заморозить и отложить в долгий ящик. И только в 1977 году на Женевском автосалоне, Porsche 928 предстал перед публикой во всей красе. Так, да не так. Из-за кризиса в модели 1977 года уменьшили объём двигателя с 5 до 4,5 л, а мощность с 300 лошадей до 240.
Позже срезали ещё 20 лошадей, но уже по причине бюрократии. Porsche 928 был ориентирован на рынок США, и по экологическим нормам не проходил, что потребовало дополнительное снижение мощности. Ну, и всё сложилось, как карточный домик. Снижение мощности привело к тому, что 928 начал уступать 911 по показателям, а стоил дороже. Да, он был комфортабельнее, ориентировался как приемник, но никто уже внимания на него не обращал, точнее, за внимание приходилось бороться. А в 1989 всё усугубили конкуренты. Mercedes-Benz запустил в производство 500SL, который был удобнее и дешевле, что несомненно сказалось на спросе рынка. А через год масло в огонь подлила BMW со своей 850i, и Porsche на морально-волевых боролся за выживание, но дни его были сочтены. К 1990-м выпускали по одной машине в день, и в 1995 было принято решение остановить производство 928. Всего было выпущено 61000 Porsche данной модели.
Особенности
Помимо дизайна в 928 был ряд интересных улучшений. В пору записать часть из них в дополнение к двигателю и доработкам, но там как-то всё совсем печально. Я выделю это в отдельный пункт. Итак, подвеска. Подвеска отдала дань эпохе, была независимой, многорычажной, обеспечивала особую управляемость автомобиля на дороге. Помимо этого, в Porsche внедрили мост Вайсзах. И как бы тут попроще да попонятнее. В общем, в машинах с поперечными рычагами при торможении их слегка отгибает назад. Получается, так называемое отрицательное схождение. И это портит управляемость на виражах.
Инженеры Porsche предусмотрели этот момент и предложили решение - мост Вайсзах. Идея заключалась в том, что хоть поперечные рычаги и отгибаются при торможении, в дело вступали вспомогательные рычаги, которые придавали колёсам положительное схождение, что, само собой, придавало маневренности на виражах и повышало безопасность вождения. На этом новшества с механической стороны закончились.
Кино и уникальные модели
Время экзотики и развлечений. Было несколько уникальных моделей, которые выпустили в ограниченном количестве.
1. Porsche 928-4 Prototype (942) '1984orsche 928-4 Prototype
Он был произведен в единственном экземпляре. Его подарили рофессору Ферри Порше на 75-летие в 1984 году. По сравнению со стандартным купе 928, колёсную базу растянули на 25.5 см, установили более вертикальное заднее стекло и удлинённую панель крыши, что увеличило пространство для пассажиров сзади.
2. Porsche 928 CS Prototyp '1986–87orsche 928 CS Prototyp
Произведено 5 единиц. Первый прототип был красный и был выпущен осенью 1986, а в 1987 году выпустили ещё 4 для заводских гонщиков Porsche (Hans-Joachim Stück, Jochen Mass, Derek Bell, and Bob Wollek).
3. Porsche 928 Studie H50 '1987orsche 928 Studie H50
Произведен в единственном экземпляре. На самом деле, это тот же прототип 928-4 Ферри Порше. В машине переделали переднюю часть и добавили задние двери, открывающиеся против хода.
4. Porsche 928 CS '1987–89
Произведено 17 единиц. Это была ограниченная серия для любителей быстрой езды. Из машины убрали электроприводы, центральный замок, шумоизоляцию и зеркало заднего вида со стороны пассажира. В итоге, машина сбросила 180 кг. Кроме того, установили улучшенные поршни и распредвалы, механическую трансмиссию и блокируемый на 40% дифференциалом ZF.
5. Модификация S4
Ещё одна эксклюзивная модель была модификацией S4. Мощность подняли до 360 л.с., установили поднимающиеся вверх двери, добавили бортовой компьютер, АБС и фронтальные подушки безопасности. Было создано 19 автомобилей.
Альтернативных ограниченных коллекций не было, и что интересно, хоть в кино и не использовались ограниченные модели, это не помешало Тому Крузу в фильме "Опасный бизнес" сказать, что Porsche нет альтернативы. Помимо этого, 928 фигурировал в фильме «Лицо со шрамом», а также получал положительные отзывы в автомобильных телепередачах. Из ярко выраженных, я помню выпуск Top Gear, где Кларксон лестно отзывался о 928, а актуальность и авторитет модели осветили в программе Махинаторы.
На мой взгляд, автомобиль получился. И попал он на большой рынок или нет, он не потерял в стиле, качественной механике, комфорте и уж точно не ударил по авторитету компании. Он просто оказался не в то время и не в том месте. Купил бы я себе такой Porsche? Да, купил бы. Мне он нравится, это достойный автомобиль от достойной компании.