Найти в Дзене
RUSSIAN CAR POST

Porsche 928: он должен был заменить 911

Оглавление
Здравствуйте, в этой статье я расскажу вам о Porsche 928

История

Porsche 928 - это спортивный автомобиль от компании Porsche, который выпускался с 1977 по 1995 год. Изначально Porsche 928 задумывался как аналог 911. На момент создания в Porsche решили, что задняя компоновка себя исчерпала, и пришло время опробовать что-то новое. После неудачных попыток со среднемоторным шасси было решено создать автомобиль с классической переднемоторной компоновкой.

Ну, кто бы сомневался, других вариантов и не осталось.
Фердинанд Порше с внуками
Фердинанд Порше с внуками

Проект заинтересовал самого Фердинанда Порше (Основатель компании, если кто не в курсе). Он представлял 928 как более комфортабельный, чем 911, туристический премиум-класс и, что важно, обязательно с 300-сильным мотором V8 в угоду американскому рынку.

Внешний вид

Кузов был спроектирован Вольфгангом Мёбиусом под руководством Анатолия Лапина.

Опережая ваши мысли, скажу, что русским Лапин не был. Он родился в Латвии в 1930 году и на этапах зарождения Второй мировой войны уехал с родителями в Польшу до признания Латвийской ССР.
Анатолий Лапин
Анатолий Лапин

Позже Лапин переехал в Германию, где прошёл обучение по профессии автослесаря. В 1965 году руководил научно-исследовательским центром Opel, откуда позднее в 1969 перешёл в Porsche на место начальника дизайнерского отдела. Именно Лапин принимал участие в создании моделей 928, 924, 944 и улучшал аэродинамические показатели 911.

Но вернёмся к 928 модели. За основу для кузова взяли гальванизированную сталь. Но гальванизацией всё не закончилось: передние крылья, капот и двери производились из алюминия. Это вкупе с гальванизацией позволило Porsche скинуть 250 кг веса и пообещать гарантию 7 лет на защиту от коррозии, и это не осталось без внимания: уже на старте Porsche обходил своих конкурентов из Ferrari и Jaguar по показателям.

Порше 928
Порше 928

928 создавался как 3-дверное купе с низким центром тяжести и малой высотой (привет спорткарам). Перед был заострённым, точнее казался таким из-за интегрированного бампера. Именно благодаря передней части 928 получил прозвище "Сухопутная акула". Одной из главных фишек были, конечно же, фары. Вдохновлённые Lamborghini Miura, в Porsche создали и встроили в 928 выдвижные круглые фары, которые встретили столько же поклонников, сколько критиков. Боковые стороны и заднюю часть украшали треугольные скруглённые стёкла, спойлер и сдвоенные трубы.

Салон

Салону уделялось особое внимание. Как подобает туристическому премиум-классу, по комфорту 928-му в то время не было равных. Использовались дорогие материалы и проверенные временем дизайнерские решения.

Салон Порше 928
Салон Порше 928

Руль был 4-спицевый, что давало отличный обзор на приборную панель. Центральная консоль была чересчур наклонена, но общее впечатление от салона оставалось приятным: линии были плавными и эргономичными. Сидения с боковой поддержкой позволяли почувствовать максимальное удовольствие от вождения. А вот сзади 928 обилием места не отличался, особенно в багажнике, но в Porsche нашли решение - задние сидения можно было сложить и увеличить объём в багажнике в 3 раза до 580 л. Из премиум фишек в машине были электрические стеклоподъёмники, кондиционер и круиз - контроль.

Двигатель

Если говорить о ходовой и силовом агрегате, то данная тема была, ой, какой непростой при создании 928. Я бы сказал, во многом именно она его и погубила, оставив первенство 911. В чём же дело?

Компания задумалась о замене 911 ещё в 1971, а к 1973 уже был готов и испытан опытный образец.

Но как я рассказывал несколько минут назад, выпускать 928-ы начали только с 1977 года. Удар прилетел, откуда не ждали.

Арабско-израильская война создала угрозу энергетического кризиса, и 300-сильный Porsche с V8 пришлось заморозить и отложить в долгий ящик. И только в 1977 году на Женевском автосалоне, Porsche 928 предстал перед публикой во всей красе. Так, да не так. Из-за кризиса в модели 1977 года уменьшили объём двигателя с 5 до 4,5 л, а мощность с 300 лошадей до 240.

Двигатель Porsche 928
Двигатель Porsche 928

Позже срезали ещё 20 лошадей, но уже по причине бюрократии. Porsche 928 был ориентирован на рынок США, и по экологическим нормам не проходил, что потребовало дополнительное снижение мощности. Ну, и всё сложилось, как карточный домик. Снижение мощности привело к тому, что 928 начал уступать 911 по показателям, а стоил дороже. Да, он был комфортабельнее, ориентировался как приемник, но никто уже внимания на него не обращал, точнее, за внимание приходилось бороться. А в 1989 всё усугубили конкуренты. Mercedes-Benz запустил в производство 500SL, который был удобнее и дешевле, что несомненно сказалось на спросе рынка. А через год масло в огонь подлила BMW со своей 850i, и Porsche на морально-волевых боролся за выживание, но дни его были сочтены. К 1990-м выпускали по одной машине в день, и в 1995 было принято решение остановить производство 928. Всего было выпущено 61000 Porsche данной модели.

Особенности

Помимо дизайна в 928 был ряд интересных улучшений. В пору записать часть из них в дополнение к двигателю и доработкам, но там как-то всё совсем печально. Я выделю это в отдельный пункт. Итак, подвеска. Подвеска отдала дань эпохе, была независимой, многорычажной, обеспечивала особую управляемость автомобиля на дороге. Помимо этого, в Porsche внедрили мост Вайсзах. И как бы тут попроще да попонятнее. В общем, в машинах с поперечными рычагами при торможении их слегка отгибает назад. Получается, так называемое отрицательное схождение. И это портит управляемость на виражах.

Отрицательное схождение на примере
Отрицательное схождение на примере

Инженеры Porsche предусмотрели этот момент и предложили решение - мост Вайсзах. Идея заключалась в том, что хоть поперечные рычаги и отгибаются при торможении, в дело вступали вспомогательные рычаги, которые придавали колёсам положительное схождение, что, само собой, придавало маневренности на виражах и повышало безопасность вождения. На этом новшества с механической стороны закончились.

Кино и уникальные модели

Время экзотики и развлечений. Было несколько уникальных моделей, которые выпустили в ограниченном количестве.

1. Porsche 928-4 Prototype (942) '1984orsche 928-4 Prototype

Porsche 928-4 Prototype
Porsche 928-4 Prototype

Он был произведен в единственном экземпляре. Его подарили рофессору Ферри Порше на 75-летие в 1984 году. По сравнению со стандартным купе 928, колёсную базу растянули на 25.5 см, установили более вертикальное заднее стекло и удлинённую панель крыши, что увеличило пространство для пассажиров сзади.

2. Porsche 928 CS Prototyp '1986–87orsche 928 CS Prototyp

Porsche 928 CS Prototyp
Porsche 928 CS Prototyp

Произведено 5 единиц. Первый прототип был красный и был выпущен осенью 1986, а в 1987 году выпустили ещё 4 для заводских гонщиков Porsche (Hans-Joachim Stück, Jochen Mass, Derek Bell, and Bob Wollek).

3. Porsche 928 Studie H50 '1987orsche 928 Studie H50

Porsche 928 Studie H50
Porsche 928 Studie H50

Произведен в единственном экземпляре. На самом деле, это тот же прототип 928-4 Ферри Порше. В машине переделали переднюю часть и добавили задние двери, открывающиеся против хода.

4. Porsche 928 CS '1987–89

Porsche 928 CS
Porsche 928 CS

Произведено 17 единиц. Это была ограниченная серия для любителей быстрой езды. Из машины убрали электроприводы, центральный замок, шумоизоляцию и зеркало заднего вида со стороны пассажира. В итоге, машина сбросила 180 кг. Кроме того, установили улучшенные поршни и распредвалы, механическую трансмиссию и блокируемый на 40% дифференциалом ZF.

5. Модификация S4

Porsche 928 S4
Porsche 928 S4

Ещё одна эксклюзивная модель была модификацией S4. Мощность подняли до 360 л.с., установили поднимающиеся вверх двери, добавили бортовой компьютер, АБС и фронтальные подушки безопасности. Было создано 19 автомобилей.

Альтернативных ограниченных коллекций не было, и что интересно, хоть в кино и не использовались ограниченные модели, это не помешало Тому Крузу в фильме "Опасный бизнес" сказать, что Porsche нет альтернативы. Помимо этого, 928 фигурировал в фильме «Лицо со шрамом», а также получал положительные отзывы в автомобильных телепередачах. Из ярко выраженных, я помню выпуск Top Gear, где Кларксон лестно отзывался о 928, а актуальность и авторитет модели осветили в программе Махинаторы.

На мой взгляд, автомобиль получился. И попал он на большой рынок или нет, он не потерял в стиле, качественной механике, комфорте и уж точно не ударил по авторитету компании. Он просто оказался не в то время и не в том месте. Купил бы я себе такой Porsche? Да, купил бы. Мне он нравится, это достойный автомобиль от достойной компании.

Видео версия статьи: