В канун Нового года «Я люблю кино» представляет вам свой рейтинг лучших фильмов уходящего 2019-го. За критерий для отбора картин мы взяли дату мировой премьеры, так что некоторые из них вовсе не выходили в российских кинотеатрах, а кое-что выйдет уже в 2020-м. Наслаждайтесь и смотрите, если что-то упустили!
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.
19. «Папа, сдохни»
Чёрная комедия режиссёра-дебютанта Кирилла Соколова о коррумпированном полицейском, хранящем дома сумки с нажитыми нечестным путём долларами, доказывает, что российские фильмы могут быть злыми как у Дэнни Бойла, кровавыми как у Тарантино и при этом самобытными. Живая и дерзкая картина о противостоянии поколений в рамках одной отдельно взятой квартиры радует глаз операторскими находками и нетипичным подходом к экшену.
18. «Капкан»
Триллер французского режиссёра Александра Ажа представляет собой редкий пример жанрового кино, когда небольшой бюджет (13,5 млн долларов) приводит к внушительным результатам: ураган, бушующий во Флориде, и атаковавшие затопленный городок кровожадные аллигаторы сделаны настолько убедительно, что им могут позавидовать и создатели «стомиллионных» картин. А ещё важнее то, как мастерски режиссёру удаётся держать напряжение с первого до последнего кадра — умение тоже довольно редкое. Неудивительно, что Квентин Тарантино назвал этот фильм в числе трёх лучших в уходящем году.
17. «Текст»
Благодаря горячей постельной сцене с участием Ивана Янковского и Кристины Асмус о триллере «Текст» говорили из каждого утюга, но достоинства фильма не исчёрпываются демонстрацией прелестей жены Гарика Харламова. Написанный в 2017 году роман Дмитрия Глуховского, герой которого уехал за решётку из-за подброшенных ему наркотиков, стал пугающе актуальным после дела Ивана Голунова, а получивший главную роль Александр Петров играет «гопника с филфака» с редким для себя надрывом.
16. «Дитя робота»
Постапокалипсис, в котором робот женского пола растит созданную из пробирки маленькую человеческую девочку в изолированном от внешнего мира бункере, поднимает важные вопросы научной фантастики, с годами становящиеся всё более актуальными: что такое человек в сравнении с машиной, так ли уникальна его природа и можно ли её скорректировать. Вот только в отличие от большинства фильмов, в которых задавались подобные вопросы, картина с Хилари Суонк предложит неожиданные и не самые комфортные ответы.
15. «Стекло»
Фильм режиссёра и сценариста М. Найта Шьямалана стал огромным разочарованием для тех, кто ждал от него истории о противостоянии неуязвимого Брюса Уиллиса и ползающего по стенам Джеймса Макэвоя. Одновременно с этим он стал настоящим подарком для поклонников кинокомиксов от глубоко погружённого в тему автора, известного своим умением переворачивать сюжет картины с ног на голову. В эпоху засилья супергеройского кино фильм Шьямалана кажется едва ли не академическим исследованием на популярную тему.
Эта публикация подготовлена в сотрудничестве с Anews.
14. «Как не стать президентом»
Политическая драма, в которой Хью Джекман сыграл реального кандидата в президенты США, снявшегося с гонки в 1988 году из-за сексуального скандала, поднимает важные вопросы об аморальности политиков и СМИ и возможности сохранить достоинство, даже когда все вокруг забыли, что это. Несмотря на отдельные технические недостатки, фильм режиссёра Джейсона Рейтмана смотрится как самое актуальное политическое кино за последние несколько лет, напоминая мудрый и спокойный голос взрослого в мире расшалившихся детей.
13. «Игры разумов»
Основанная на реальных событиях драма о том, как шотландский профессор и осуждённый за убийство американец вместе создали знаменитый Оксфордский словарь английского языка, позволила Мелу Гибсону (неузнаваемому из-за огромной борды) и Шону Пенну размять застоявшиеся без работы мимические мышцы и напомнить, почему их обоих считают выдающимися актёрами. Режиссёр Фарад Сафиниа показал, что даже о создании книги можно снять увлекательный фильм, если рассказывать о людях.
12. «В высокой траве»
Из многих экранизаций Стивена Кинга последних лет эта, пожалуй, была самой незамеченной — и совершенно незаслуженно. Режиссёр Винченцо Натали, снявший легендарный «Куб», показал, что остаётся мастером жанра, создав сложный и насыщенный хоррор, в котором группа людей также оказывается запертой в крайне причудливом месте и всеми силами пытается выбраться, постепенно теряя ощущение реальности. К фирменной клаустрофобии и возникающему на этой почве насилию, так филигранно показанным в «Кубе», здесь добавляется зловещая мистика Кинга, и в результате копилка мирового кинематографа пополняется монеткой из нового, уникального сплава.
11. «Алита: Боевой ангел»
Создавший «Терминатора», «Титаник» и «Аватар» Джеймс Кэмерон долго собирался снять фильм по японской манге о трёхсотлетней кибердевочке-убийце с Марса, но в конечном итоге уступил кресло режиссёра Роберту Родригесу, который, вероятно, ошалел от бюджета в 170 млн долларов, но с задачей справился. «Алита» — это зрелищный и динамичный боевик о мире постапокалипсиса, населённом разбирающими друг друга на запчасти киборгами. Визуальные красоты фильма заставляют даже закрыть глаза на недостатки сюжета.
10. «Море соблазна»
Режиссёр Стивен Найт снял очень странный фильм: не то неонуар в тропическом антураже, не то философский триллер. «Море соблазна» откровенно обманывает ожидания зрителя, запутывает его и заставляет себя чувствовать рыбой, внезапно вытащенной из воды. Важно понимать, что перед нами не история загорелого мускулистого капитана (Мэттью Макконахи), к которому обратилась за помощью роковая красотка (Энн Хэтэуэй), а сложное рассуждение о человеческой одержимости и окружающих нас иллюзиях.
9. «Паразиты»
Единственный азиатский фильм в нашем топе представляет собой сногсшибательный микс социальной сатиры, чёрной комедии, драмы и триллера. Южнокорейский режиссёр Пон Чжун Хо снял умную и нескучную историю о хитром юноше из бедной семьи, который, став репетитором у богатой девочки, нашёл способ пристроить на тёплые местечки свою родню. Фильм «Паразиты» до самого конца держит зрителя в напряжении, но при этом оставляет простор для трактовок и оценок.
8. «Маяк»
Режиссёр Роберт Эггерс, ранее снявший эстетский хоррор «Ведьма», продолжил в том же духе, но зашёл ещё дальше, выпустив чёрно-белую картину о двух смотрителях маяка, застрявших на далёком острове в Новой Англии в 1890-х годах. Безупречная игра Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона, разыгрывающих сюрреалистичный алкогольный делирий, в котором потусторонний кошмар соседствует с комедией абсурда, вполне может претендовать на лучший актёрский дуэт года, а сам фильм, выпивающий энергию зрителей без остатка — на самое требовательное и кропотливое произведение кинематографического искусства.
7. «Джокер»
Картина о происхождении клоуна-принца преступного мира Готэма и главного противника Бэтмена без преувеличений изменила индустрию мирового кинематографа. Фильм с рейтингом R, эквивалентным российскому 18+, смог собрать в прокате 1 млрд долларов, показав продюсерам, что зрители способны увидеть глубокого драматического персонажа в герое комикса и готовы платить деньги за такое кино. Безусловно, это стало возможным прежде всего благодаря актёрскому таланту Хоакина Феникса, который блестяще вжился в образ человека, страдающего от расстройства психики.
6. «К звёздам»
Фильм режиссёра Джеймса Грэя стал прямым продолжателем «Космической одиссеи» Кубрика и «Интерстеллара» Нолана: перед нами фантастика космических масштабов, которая при ближайшем рассмотрении оказывается интроспективной картиной. Медитативный и меланхоличный фильм предлагает почти два часа созерцать светлый лик Брэда Питта и размышлять о вечных вопросах, прежде чем подвести зрителя к катарсису.
5. «Однажды в... Голливуде»
Девятый (и, возможно, предпоследний) фильм Квентина Тарантино стал настоящим признанием в любви старому Голливуду и, одновременно с этим, увлекательнейшей экскурсией за кулисы мирового кинематографа. Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт показывают зрителям, как создаются фильмы, и греют наши сердца одним из лучших бромансов десятилетия, а история Шэрон Тэйт в исполнении Марго Робби обеспечивает картине взрывной тарантиновский финал.
4. «Аванпост»
Сценарист Илья Куликов, уже удивлявший нас безграничностью своей творческой фантазии в сериалах «Шахта» и «Чернобыль: Зона отчуждения», и талантливый молодой режиссёр Егор Баранов объединили усилия и раздвинули границы русского жанрового кино до невиданных прежде широт, показав, что у нас в стране можно снять качественную, масштабную и увлекательную фантастику не хуже голливудской. Фильм о загадочном катаклизме, в результате которого весь мир, кроме центральной России и части её западных соседей, буквально погрузился во тьму и замолчал, можно упрекнуть разве что за то, что на все задумки авторов не хватает экранного времени. «Аванпост» хорош на самых разных уровнях — от сюжета и характеров персонажей до визуальных красот и экшена — и по сложности и размаху практически не имеет конкурентов.
3. «Ирландец»
Легендарный Мартин Скорсезе вернулся к своим корням, сняв колоссальный гангстерский эпик, в котором к привычным Роберту Де Ниро и Джо Пеши добавил третьего титана данного жанра, Аль Пачино, с которым раньше не работал. В итоге команда старичков выдала нечто монументальное — не только в плане истории, рассказывающей о столкновении популярного лидера профсоюзного движения Джимми Хоффы с боссами мафии во времена Кеннеди, Никсона и Фиделя Кастро, но и на уровне философских размышлений о жизни, старении, смерти и неизбежной расплате.
2. «Одесса»
Талантливейший режиссёр Валерий Тодоровский решил рассказать нам историю времён своего детства, отправив зрителя в Одессу 1970 года, закрытую на карантин из-за эпидемии холеры, а в результате коснулся важнейших общечеловеческих тем: семейного единства, сотканного из противоположностей и конфликтов; страстей, которым невозможно дать волю; детской непосредственности и ощущению чуда, живущего в самых обычных вещах; старческому угасанию, полному любви к своим детям. И даже на проклятый вопрос, а в чём таки смысл жизни, режиссёр осмелился дать сложный и парадоксальный ответ, превратив бытовую драму с блестящим актёрским ансамблем в нечто большее.
1. «Доктор Сон»
В продолжении классического «Сияния» Стэнли Кубрика есть всё, что нужно идеальному фильму: уважение к оригинальной картине и одновременно к роману Стивена Кинга, на которой она была основана, творческая смелость и самостоятельность, мастерское нагнетание сюжетного напряжения, когда к исходу двух часов интерес зрителя только достигает пика, и эффектная развязка, завершающая все многочисленные линии и даже исправляющая недоработки предшественников. Добавьте к этому шикарную главную злодейку (Ребекка Фергюсон) и пару сцен, от которых мурашки бегут по коже, и поймёте, что сделать что-то лучше вряд ли возможно в принципе.
По вопросам рекламы: ads@anews.com