За почти полувековую жизнь в прокате фильм настолько оброс мифами, слухами,сплетнями, что иногда трудно поверить и проверить - что правда, а что вымысел.
Миф первый. Икорный.
В интервью актер Н. Годовиков ( Петруха) часто рассказывал журналистам как он с Луспекаевым съели огромную миску черной икры на двоих.
В реальности такой ситуации просто не могло быть - вспоминает режиссер. Икру закупили в местном ресторане на гос. деньги - 2 ( два) килограмма. Что бы создать ощущение * многости*придумали лоханочку с двойным дном. Так что икра не во всей посудине , а только сверху. А ложка * тонет* в специальном углублении.
Пока продумывали как снимать, Луспекаев умыкнул несколько ложек столь ненавистной его Верещагину икры. И этот уважаемый актер получил весьма серьезное замечание по поводу растраты реквизита.
Съемка этого эпизода длилась долго, ближе к ночи усталые все разошлись. Утром посмотрели отснятый материал - все хорошо. Теперь и реквизит можно съесть. И тут вспомнили, что никто не догадался убрать икру в холодильник.Южная жаркая ночь испортила икру безвозвратно.
Миф второй . Трагический. Его рассказывал все тот же Н. Годовиков. Они с Абдуллой долго тренировали сцену убийства Петрухи. Петрухи под гимнастерку подкладывали дощечку. И однажды Абдулла * промахнулся* и Петруха получил ранение по касательной.
Такого быть не могло, а если и было, то без ведома режиссера. Мотыль снимал эту сцену проще - частями. Вот крупным планом лицо Абдуллы, а вот уже мертвый Петруха . Никаких тренировок с дощечками и быть не могло.
Миф третий. Сексуальный. Манящие ножки разлюбезной Катерины Матвеевны.
Мало того, что ноги самой Галины Лучай не устроили режиссера - слишком худые. Ноги * играла* дублерша. Так еще и худ совет не принимал картину из -за слишком откровенных ножек во сне Сухова. На полном серьезе худ. совет рекомендовал прикрыть неприличные ноги. В результате в картину вошел бракованный дубль, где юбка опускается значительно ниже. ( фото ниже)
Миф четвертый. Актеры в банде Абдуллы - настоящие местные бандиты.
Все началось с того, что местные украли реквизит. Оружие той эпохи. И хоть все это бутафорское было, восстановление заняло бы много времени. А главное - пропали часы красноармейца Сухова!
Часы настоящие. Фирмы Буре. По тем временам вещь дорогая, для Востока вообще экзотика! " Угнать" могли только местные . Современные "деклассированные элементы". В милицию ,в тех краях,даже в середине ХХ века было бесполезно. Пришлось вести * прямые переговоры*. В результате переговоров награбленное вернули, но с условием; снять их в кино.
Из воспоминаний ассистента оператора Игоря Лазаревича Клебанова:
- Кстати, как только мы приехали на съемки в Махачкалу, как местные обворовали нас начисто. Увели костюмы, сабли, пистолеты. Что делать? Не прекращать же работы. Мы тогда нашли главного мафиози Махачкалы. Спросили его: хочешь сниматься в фильме, сыграть самого себя? У нас только одно условие: верни все, что у нас украли. Представляете, через пару дней весь реквизит был на месте. Пришлось нам сдержать слово. Мафиози сыграл того бандита, которого "убили" у баркаса, помните? Мужик отлично справился с ролью. У него и типаж был хоть куда: лицо благородное, мужественное. После роли в "Белом солнце пустыни" наш бандит стал чуть ли ни национальным героем. Почти вся Махачкала ломилась в кинотеатры, чтобы посмотреть на него. ( Саратовский еженедельник * Жизнь*)
Такой шантаж оказался выгодным. Таким " актерам" не надо платить.Отлично держатся в седле. Да и реквизит ( что то мне подсказывает) по большей части свой.