Найти тему
Ирина Мышкина

Почему нам не нравятся некоторые российские фильмы?

А может и не только российские ..

Часто, начиная смотреть тот или иной фильм, не обязательно российского производства, я ловила себя на мысли, что смотреть дальше его - равносильно пытке.

Было не понятно почему.

Спустя много лет меня осенило...

Цвета в кадре, эмоции и их качество в сцене, их уместность; погруженность актера в героя, которого он изображает; психологические портреты героев, сюжетная линия, музыкальное сопровождение. Все это играет огромную роль!

Так, знание колористики спасает фильм и потраченное время на его съемки, обогащая впечатления от картины, подкрепля психологический подтекст.

В кадрах, приведеных ниже, есть объединяющий весь кадр цветовой подтон.

Выбрана сцветовая схема, которой подчинены все элементы кадра - покрытия поверхностей в помещении, костюмы, макияж, цвет волос героев, подобрано подходящее по цветовой гамме пространство на улице.

Сцена из фильма Великий Гетсби
Сцена из фильма Великий Гетсби

Кадр из фильма Молчание чистого разума
Кадр из фильма Молчание чистого разума
Кадр из фильма Король говорит
Кадр из фильма Король говорит
Гладиатор
Гладиатор
Безумный Макс
Безумный Макс

Бриллиантовая рука
Бриллиантовая рука

Как видите, цветовая гамма, усиливает впечатления. В помощь идут разные схемы сочетания цветов - родственные, контрастные, дополнителтные, и.т.д

Цветовые схемы из колористики
Цветовые схемы из колористики

Стоит вспомнить и о построении композиции в кадре. Она так же усиливает впечатление от сцены и психологическую атмосферу.

-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17

А как же игра актеров и сценарий?

Да, и тут есть то, что может улучшить картину или ее испортить.

Бывает, посещает противоречивое чувство, если эмоции актера прорываются сквозь образ, эмоции и чувства персонажа.

Вот актер рад, что его пригласили в сниматься в фильме и ободряется при любом направлении камеры на него.

Или он снимается недавно и теряется при попадании в камеру.

А вот он занят самолюбованием, хотя должен по сценарию играть эмоцию горя или утраты.

В такие моменты я выпадаю из погруженного в фильм состояния и испытываю неприятные ощущения.

Те фильмы, которые захватывают внимание с самых первых минут и держат до конца - производят неизгладимое впечатление на зрителя.

Эмоции героев соответствуют ситуации, актер погружен в роль, эмоции актера и его чувства не прорываются сквозь образ персонажа.
Эмоции героев соответствуют ситуации, актер погружен в роль, эмоции актера и его чувства не прорываются сквозь образ персонажа.

Часто мне приходится наблюдать в фильмах несуществующих героев. И это обычные персонажи, встречающиеся в биографическом жанре, да и любом другом. Мы можем увидеть в таком герое коктейль несовместимых частей личности. Вот бесчувственный психопат, убивающий ради удовольствия .. и вот в конце фильма он заботливый и любящий отец..

Человек эмотивный по жизни, мягкий, слабохарактерный, подстраивающийся под всех, вдруг внезапно начинает проявлять чдеса эпилептоидной личности.

Или заядлый параноял в конце фильма становится шизоидной личностью...

Подозрительно?

Не то слово.

..и это понимание будет разрушать впечатление от фильма. Так не бывает, скажете вы.

Приятно поражают фильмы, где показан характер героя, в котором можно узнать кого нибудь из прохожих, коллег, знакомых, приятелей или родственников или кого нибудь, из увиденных за всю свою жизнь людей.

Иногда, удивительно смотреть, как идеально был подобран актер под ту или иную роль. Сценарий написан так, что поступить по другому в данной ситуации просто не возможно. И если у нас и есть знакомый, похожий на данный персонаж, то мы даже можем предположить, что этот знакомый имеет что то общее в поведении, манере одеваться, языке жестов и даже использует в жизни те же фразы и болеет теми же болезнями, испытывает чаще всего такие же эмоции.

Есть относительно новая теория в психологии и психотерапии - теория радикалов, в них подробно описан каждый из существующих типов личностей. Они могут сочетаться в одном человеке, но обычно не более двух или трех радикалов в одной личности. Некоторых характерологических сочетаний в жизни не встречается.

Истероидный, эмотивный, гипертимный, радикал и остальные.

Эту теорию разработали используя клинические данные психиатрических учреждений. И её используют в психотерапии и возможном выявлении предпосылок к развитию психических растройств. В ней описаны способы и типы мышления, физическая комплекция, внешние проявления и способ взаимодействия с окружающим пространством, а так же причины формирования такой психики.

Зачем я об этом пишу?

За тем, что это благодатная почва для создания реалистичных персонажей, которых можно вписать в любой кинематографический жанр.

Стоит понимать, что заядлый научнй исследователь - шизоид никогда не сможет быть таким же управленцем, как политик или директор с паранояльными или гипертимными характеристиками.

Это стоит учесть при написании сценария.

В качестве примера, в котором учтены эти психологические аспекты, можно привести фильм "Операция Колибри" 2018 г.

Физическая комплекция соответствует психологическим портретам персонажей
Физическая комплекция соответствует психологическим портретам персонажей

Руководитель гипертим
Руководитель гипертим
Недоверчивый шизоид в очках и располагающий к себе эмотив
Недоверчивый шизоид в очках и располагающий к себе эмотив

Так почему мы не пользуемся всеми этими замечательными знаниями, особенно в российских фильмах?

Я не раз замечала, что там, где используется знание психологии, сценарий выглядит более убедительно, так же как и сами герои.

Ведь характер персонажа влияет на манеру речи и выбор одежды. Помним, что шизоидов обычно отличает некая помятость, рассеянность и неряшливость, странность в речи и неловкость в движениях. Им свойственна определенная речь, которую легко отличить от любого другого типа личности.

Ну и напоследок хочется вспомнить фильм совместного производства России и Китая - Тайна печати дракона.

В котором все российские кадры напоминают съемки из передачи Форт Боярд, что очень дисгармонично смотрится в сочетании с художественными кадрами китайской труппы.

Фильтры на кадр никто не отменял,

Цветной фильтр фото до и после его применения
Цветной фильтр фото до и после его применения

так же, как и качественные эмоции персонажей. Восторг должен быть восторгом, читаемым как в теле, так и в позе, мимике, жестах и интонациях.

В кадре испуг должен быть испугом, а радость - радостью. Во всех ее проявлениях в языке жестов. Это относится ко всем эмоциям.

-23

Если что то из вышеперечисленного "фальшивит", мы остаемся недовольными картиной.

Иногда мне жаль, что столько сил вложено в такие фильмы, а результат...

Не радует.