Найти тему

Режиссер Алексей Франдетти: светлый путь

Оглавление

Алексей Франдетти — самый востребованный и дорогой режиссер мюзиклов в нашей стране. У него три «Золотых Маски», а гонорар достигает 1 000 000 рублей за постановку.

35-летний постановщик брызжет энтузиазмом, общителен, легко налаживает связи и при необходимости демонстрирует чудеса гибкости. Он старается не связываться с отечественными авторами и делает ставку на зарубежный материал, умело презентуя заказчику. С помощью театральных профессионалов, которых ему удалось увлечь своими идеями, не имеющий профильного образования Франдетти сделал себе режиссерское имя за пять лет.

Режиссер Алексей Франдетти
Режиссер Алексей Франдетти

Из актеров — в режиссеры

Выпускник ВГИКа, средний актер с довольно скромными вокальными данными, Франдетти впервые «засветился» в рекламных материалах мюзикла Театра Оперетты «Ромео и Джульетта», в котором, впрочем, так и не сыграл. Но артиста с экзотической внешностью, которой он обязан своим узбекским корням (звучная «итальянская» фамилия — всего лишь псевдоним), запомнили. Затем были мюзикл ZORRO в Театре МДМ, где он играл непоющую роль, оперетта-мюзикл «Фанфан-тюльпан» в Театре Оперетты, музыкальный спектакль «Одолжите тенора» в Театре Пушкина, «Времена не выбирают» в Театре мюзикла и другие театральные работы. Самой резонансной киноработой Алексея Франдетти стала роль певца-гея в скандальном фильме «Зимний путь» (2013), который так и не вышел в широкий прокат.

Алексей Франдетти в фильме «Зимний путь»
Алексей Франдетти в фильме «Зимний путь»

Вероятно, осознавая свои ограничения — с восточным типажом он был обречен играть в кино этнических и второстепенных персонажей, а для музыкального театра не доставало вокальных данных, пластичности и просто харизмы — Алексей стал двигаться в сторону режиссуры.

Начало

Первой постановочной работой Франдетти в профессиональном театре стал бродвейский мюзикл «Весеннее пробуждение» (Spring Awakening) в Гоголь-центре (2013). В программке Франдетти значился как режиссер, а худрук театра, тогда еще не опальный Кирилл Серебренников, — как режиссер-постановщик. По факту концепция спектакля принадлежала Серебренникову, а Франдетти был в лучшем случае режиссером-репетитором и человеком, организовавшим лицензию. Спектакль продержался на афише Гоголь-центра всего сезон и был снят, так как оказался технически сложным и не самым продаваемым в репертуаре театра.

Мюзикл «Весеннее пробуждение»
Мюзикл «Весеннее пробуждение»

Почти одновременно последовал камерный мюзикл «История любви» (2013) по одноименному фильму, недолго шедший во Владикавказе, на родине продюсеров-любителей братьев Цаллаговых, и вернувшийся на несколько показов в Москву (2016).

Мюзикл «История любви»
Мюзикл «История любви»

В 2015 году художественный руководитель Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Карамболь» Ирина Брондз пригласила Франдетти ставить ранний мюзикл Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса «Иосиф и его разноцветный плащ снов», который и по сей день идет в театре.

Мюзикл «Иосиф и его разноцветный плащ снов»
Мюзикл «Иосиф и его разноцветный плащ снов»

В чем твоя сила, брат?

Франдетти сформировал костяк творческой команды, которая в полном или частичном составе работает на всех его проектах: помощник режиссера Дарья Борисова, хореограф Ирина Кашуба, художник по свету Иван Виноградов, сценограф Тимофей Рябушинский, художник по костюмам Анастасия Бугаева. Именно благодаря этим и другим профессионалам, которым Алексей охотно делегирует часть задач (в том числе и постановочных), у него сложилась репутация создателя ярких, стильных, зрительских спектаклей. Даже выражение такое появилось — «мюзикл Алексея Франдетти», в последнее время оно регулярно появляется на афишах его постановок рядом с названием спектакля.

Визуальный ряд — это, пожалуй, основное достоинство проектов Алексея. Ведь от мюзикла как жанра никто не ждет глубины, тонких актерских работ, концептуальности — всего того, что Франдетти не может предложить своим постановкам в силу собственной поверхностности и цейтнота из-за огромной занятости.

Мюзикл «Стияги» в Театре Наций
Мюзикл «Стияги» в Театре Наций

Еще одна сильная сторона Франдетти — насмотренность. Он посещает спектакли за рубежом, в курсе мюзикловых новинок, не забанен на ютьюбе и охотно черпает идеи из чужих работ — все равно никто не поймает.

Многие отмечают работоспособность режиссера, умение вести параллельно несколько проектов и при этом сдавать работу в срок. У Франдетти своеобразное чувство юмора, и он охотно вставляет гэги, которые нравятся невзыскательным зрителям, пришедшим в театр отдохнуть.

Привет, регионы!

С 2016 года Алексей сотрудничает с одним из лучших российских музыкальных театров — Свердловской музкомедией (Екатеринбург). Здесь он поставил одноактный мюзикл Майкла Ла Кьюзы «Бернарда Альба» (2016) по пьесе Ф. Г. Лорки «Дом Бернарды Альбы», оперетту У. Гилберта и А. Салливана «Микадо, или Город Титипу» (2017), семистейдж мюзикла Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса «Эвита» (2018) и мюзикл «Казанова» композитора Карлиса Лациса по пьесе М. Цветаевой «Приключение» (2018). Из них на афише задержались только «Эвита» и «Казанова».

Квест за «Масками»

После «Весеннего пробуждения» в Гоголь-центре Франдетти не оставил попыток ставить мюзиклы в драматических театрах Москвы, и весьма в этом преуспел — тремя своими «Золотыми Масками» режиссер обязан музыкальным постановкам в немузыкальных театрах.

Мюзикл «Рождество О. Генри»
Мюзикл «Рождество О. Генри»

В 2014 году он поставил на малой сцене Театра Пушкина мюзикл малоизвестного американского композитора П. Экстрома «Рождество О. Генри», за который получил свою первую «Золотую Маску» — и по сей день это самый «долгоигрющий» спектакль Франдетти в Москве. В 2016 году Франдетти поставил еще один мюзикл Экстрома «Гордость и предубеждение» в МХТ, в настоящее время снятый с репертуара.

Особые отношения сложились у режиссера с Театром на Таганке, где идут две его постановки — мюзикл Стивена Сондхайма «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-Стрит» (2018), за который Франдетти получил вторую «Золотую Маску», и «Последние пять лет» (2019) Джейсона Роберта Брауна.

В 2019 году режиссер выпустил в Театре Наций мюзикл «Стиляги» по одноименному фильму (третья «Золотая Маска»), мюзикл «Ромео VS Джульетта. XX лет спустя» на музыку Аркадия Укупника в Театре Оперетты и музыкальный спектакль «Питер Пэн» в Областном ТЮЗе под руководством Нонны Гришаевой.

«Питер Пэн» в Областном ТЮЗе
«Питер Пэн» в Областном ТЮЗе

Оперные успехи

Еще одна поляна, которую окучивает Алексей Франдетти как режиссер — опера. Интересом к этому жанру Франдетти обязан своей тете — известной певице Ирине Долженко, чьи связи в артистической среде также помогли Алексею в построении карьеры.

Оперная режиссура не менее сложна, чем работа режиссера мюзикла: постановщик имеет дело с огромным количеством людей — солистами, хором, мимансом или танцевальной группой, с точки зрения развлекательности и динамичности она не так доступна, как мюзикл, и вообще требует от режиссера самобытности, свежих идей и убедительных концепций, а еще хорошо бы самому быть музыкантом. Но и гонорары тут выше!

Опера «Риголетто»
Опера «Риголетто»

В 2019 году Франдетти поставил «Риголетто» в Екатеринбургском театре оперы и балета (2019). В «Большом» режиссер сделал три концертных постановки — «Карнавал животных. Путеводитель по оркестру» (2017), «Путешествие в Реймс» (2017) и «Кандид» (2018), а полноценный оперный спектакль только один — ориентированную на семейную аудиторию «Сказку о царе Салтане» (2019). В Красноярске идет его постановка комической оперы Доницетти Viva la mamma! (2015). В 2021 году Алексей добрался до «Мариинки», где вышла в его режиссуре опера «Бенвенуто Челлини».

Алексей также пробует себя как режиссер и либреттист балетных постановок и в кинорежиссуре. Правда, съемки его первого кинопроекта — военного киномюзикла «Счастье мое» — пока откладываются.

В ближайшее время Франдетти будет регулярно появляться в телевизионном шоу
«Большой мюзикл», который выходит на канале Культура.

Читайте по теме:

«Большой мюзикл»: разоблачаем три маленьких лжи нового конкурса телеканала «Культура»

Эти актеры прошли кастинг в «Большой мюзикл» на канале «Культура». Но удивят ли нас участники проекта?

Телеконкурс «Большой мюзикл»: а судьи кто? Рассказываем о всех членах жюри!