Найти тему

Лучшие книги-2019. Для меня лучшие.)

Принято под конец чего-то подводить итоги. Вот конец года практически наступил. Итоги... Ну и какие могут быть итоги у книгоманьяков? Сколько книг "прикончил"? Не интересно. Пусть будет про лучшее. Про худшее, кстати, тоже будет. Но уже в воспоминаниях.) А пока...

По авторам у меня три открытия.

Ясутака Цуцуи - удивительный, необычный, очень разноплановый японский писатель.

Ясутака Цуцуи
Ясутака Цуцуи

Фредрик Бакман - современный шведский классик, который умеет говорить с читателем на одном языке и очень многое даёт своими произведениями. Он давно уже у нас популярен, но я с ним познакомилась только в этом году. И, да, примкнула к его поклонникам.

Фредрик Бакман
Фредрик Бакман

Джеральд Бром - художник и автор темного фэнтези с мифологическими и мистическими нотами. Очень хорош в своем деле. И как художник, и как писатель. Иллюстрации в книгах его. Я называю этого писателя Мрачный Волшебник Бром. Почитала всё, что у нас выходило под его авторством, кроме "Вырывашки". Эту отложила. Десерт мой.

Джеральд Бром
Джеральд Бром

Книги:
- рассказ
"Очаровательные дамы", Ясутака Цуцуи. Я рассказывала. Очень оригинальный, неординарный, необычный детективный рассказ. Чисто японское убийство.

- рассказ "День святого Патрика", Эйлин О’Коннор. Это современная российская фантастика. Под таким псевдонимом фантастику пишет Елена Михалкова, известная своими детективными романами. Очень сильный рассказ. Хороший такой. Тему поднимает удивительно актуальную всегда и везде...
Укрощение эмоций - новый путь к выживанию человечества. И вроде как идея-то не лишена смысла. Когда удается держать под контролем чувства, особенно самые яркие, побуждающие к действию, такие как ненависть, гнев, ярость, любовь, то и играть на них практически невозможно. Манипулировать не получится. Вроде. Стравить не получится. Красивенько получается. Только вот обратная сторона выглядит совсем неприглядно - никто не даст сдачи, никто не пойдет мстить, никто не защитит. Но ведь главное же выжить.
Концовка тут потрясающая. Очень жестокий, но очень чёткий эксперимент. Отбор так отбор. Чтобы точно выжили. И больше, чем выжили - чтобы остались людьми и вновь пошли вперед. Неумеренно и достойно.

- фантастический роман "Не считая собаки", Конни Уильямс. Внимание, внимание! Перед вами "Трое в лодке, не считая собаки" на манер Конни Уиллис со всеми отсюда вытекающими последствиями. Вас ждут путешествия во времени, увлекательный квест "В поисках епископского пенька", удивительные приключения в разных временах со значительным диапазоном, захватывающее путешествие по Темзе, ещё один не менее увлекательный квест "Найди принцессу Арджуманд", и на "десерт" - настоящие спиритические сеансы. Также на страницах этой книги вы встретитесь с умопомрачительной любовью к истории и симпатичным девицам. С первой вариацией чувства нас познакомят два настоящих профессора Оксфорда, а со второй - два молодых человека, один образца викторианской эпохи, другой же пришелец из будущего. Вас ждет Лондон 1940 года и прекрасные беззаботные времена королевы Виктории!
Это захватывающе, интересно и очень смешно.

- роман "Почти нормальная семья", Маттиас Эдвардссон. Ещё один интересный скандинав. О книге писала здесь.

- романы "Медвежий угол" и "Мы против вас", Фредрик Бакман. Два романа одного из моих фаворитов этого года. Тоже о них писала: здесь о первом и здесь о втором. Так хочется третью...

- повесть "Летчик и девушка", Ольга Онойко. Очаровательная, но очень печальная фантастическая повесть.
Тут как бы две истории в одной. Сначала мы попадаем в удивительный фантастический мир, который вроде бы и наш, но устроен совсем по-другому. Но дальше читаешь и понимаешь, что нет, наш, вот же предсказание, что эфир исчезнет. А может это какая-то параллель, какое-то отражение нашего, только более сложно устроенная, более интересная, дающая больше узнать о планетарной системе, в которой мы живем. Там живут на других планетах. Там существуют звёздные люди. А какая романтическая история рассказывалась...
И тут вторая часть. Всё переворачивается, всё становится банальнее. Надо сказать, что интуитивно я чувствовала, что что-то тут не так. Реально как сон. И вот оно всё объясняется. И мне очень понравилось, как распорядилась своим сюжетом и героями автор. Трогательно получилось. По всем струнам прошлось и отголосок получило. Это даже не эмоции, это что-то очень глубоко сидящее внутри. Книга туда достала. Сильная повесть.

- повесть "Игра красок земли", Оулавюр Й. Сигюрдссон. Очень красивая история о первой любви. Без соплей. Без всего вот этого. Очень правильно рассказана. Всё тут показал и раскрыл исландский писатель. Вот она первая любовь, как есть. Со всеми перипетиями, со всей гаммой чувств и ощущений, со всеми восторгами и сомнениями. И здесь вся её история - от рождения прекрасного светлого чувства до последнего смешка после исцеления от него. Писала о ней.

- роман "Имя ветра", Патрик Ротфусс. Первая книга фэнтезийного цикла о маге Квоуте. Почти классика. Но Ротфусс сумел удивить. Тем, что это не было шаблонно. Тем, что он придумал новую магическую систему, которая очень интересна и достаточно сложна. Тем, что наполнил свою историю легендами, мифами и песнями. Захватывает история. Затягивает в свои сети. Но присутствует в ней какая-то обреченность. В конце первой книги появляется все больше вопросов. Но очень хочется, чтобы песни звучали, а лютня продолжала играть. Музыка здесь как пища. Та, что питает надежду.

- рассказ "Мистфаль приходит утром", Джордж Мартин. Это о далекой планете, которая уникальна своими природными туманами. И, по легенде, в этом тумане живут призраки. Потрясающе красиво написано. Удивительно прекрасны описания рассветов и закатов - той вечной борьбы солнца и туманов. Но главное - тот вопрос, который Мартин поднимает в этом рассказе. Тайна или ясность? Быль или небыль? Знание или миф? Две точки зрения сталкиваются, как явления природы на этой планете. Но если движение тумана вечно, то с людскими делами всё совсем не так. Ученые есть ученые. Только вот что в итоге произошло освобождение от заблуждений или уничтожение прекрасного мифа, что манил людей своим очарованием, загадками, страхами?

- роман "Миссия Шута", Робин Хобб. Эта книга открывает последнюю трилогию мира Элдерлингов "Сага о Шуте и Убийце". Наверное, это первая книга у Хобб из мной прочитанных, в которой нет каких-то совсем уж диких зверств и пыток. Само собой, герои тут тоже влипают и получают разные ранения, но не такие, как тот же Фитц в первой трилогии. Странно, конечно, начинать с таких вот личных наблюдений, но гуманность Хобб в первой части новой трилогии меня необычайно порадовала.
История здесь начинается новая, но это с одной стороны. С другой стороны это явно продолжение противостояние из первой трилогии, так как постоянно вспоминается война с Красными кораблями, а в один момент упоминается и Белая женщина, которую видел Фитц. Впрочем здесь внимание сосредоточено на внутренней проблеме Шести Герцогств, а именно на отношении к Одаренным, которое за прошедшие пятнадцать лет не только не улучшилось, а, наоборот, стало ещё хуже. Начало доходить до расправ. И это уже не просто единичные случаи, а целая цепочка. Преследование и самосуд над людьми, обладающими Даром, продолжаются и охватывают всё больше поселений, несмотря на указ королевы Кетриккен, запрещающий подобные действия. А дальше происходит исчезновение принца. Чейд подозревает связь. Чейд понимает, что тут понадобиться Фитц. Но не он сумеет вытащить Фитца из его норы. Обстоятельства. И судьба. Та самая, о которой говорил Шут.
Шут... Шут тут прекрасен. На мой взгляд самый яркий персонаж из всех. Ну и для меня тут был большой сюрприз, когда доперло, что он был и в предыдущей трилогии. Реально очень много ниточек-связей с Сагой о кораблях, а он - самая прочная и прямая. Фитц, хоть и ноет периодически, но не раздражает, как раньше. Удивительным образом ему удаётся дойти до того, что он во многом виноват сам, но тут уже ничего не попишешь и не изменишь, изменить можно только будущее, судьба которого в данный момент движется по направлению к пропасти.
В первой книге автор направила себя на предысторию, здесь проявился локальный конфликт, но он - часть глобального. Посмотрим, что дальше...

- сборник "Дамы из Грейс-Адьё и другие истории" , Сюзанна Кларк. Чудесные рассказы в жанре мифологического фэнтези из мира романа "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл".
Сюзанна Кларк вернула меня в свою старую добрую Англию, где сохранилось волшебство, а реальный мир граничит с магическим и чудесный народец преспокойно вмешивается в дела людские. Несколько историй, в которых вспомнились старые мифы и легенды и снова ожили, но уже в новой интерпретации, и вышли одновременно и поучительными, и забавными. Мы снова встречаемся с мистером Джонатаном Стренджем и его женой Арабеллой, с Джоном Аскглассом, известным всем, как Король-ворон, а также знакомимся с другими не менее интересными персонажами. И погружаемся с головой в мистический и волшебный мир мифов. Какие-то сказки получились забавными, какие-то жутковатыми, но хороши все без исключения. И в каждом создано его особое настроение. А ещё подкупил тонкий юмор, который не заставляет смеяться, но хмыкнуть иронично вынуждает.)
Самое интересное, что тут эльфы раскрыты больше, чем в романе. Интересно наблюдать, как представители этой расы внешне пытаются "охристианиться", равняясь на моду и манеры людей, с которыми живут бок о бок. Но, увы, они абсолютно социально не адаптированы, как бы это назвали сейчас.)) Особенно самые древние. В этом есть своя своеобразная ирония.

- рассказ "Реквием", Эдмонд Гамильтон. Классика фантастики. Грустный рассказ о гибели земли. Хотя этот рассказ переносит нас в далекое будущее, он о том, что происходит с людьми уже сейчас. Капитан комического корабля привозит на планету, которая является колыбелью человечества, расселенного на момент происходящего в книге по множеству галактик, ученых и журналистов, чтобы они могли запечатлеть последние дни далекой родины. Через несколько недель Землю поглотит Солнце, превратившееся в белого карлика. Но участники сентиментальной экспедиции на самом деле является лишь сворой конкурентов, прилетевших пропариться на фоне такой "трагедии". "Трагедия" в кавычках намеренно, как как не является таковой ни для кого. Келлон же не притворяется, ему нет дела до всего происходящего, он хочет вернуться к исследовательской деятельности. Но именно он, проводя свои дни на Земле наедине с собой и пробуждающейся ото льда природой, проникается ситуацией.
На самом деле всё то, что видит Келлон вызывает какое-то трогательное чувство, которое я даже не могу описать, не получается подобрать ему название. Когда ты знаешь, что живое существо обречено в ближайшее время на смерть, а оно, не ведая о том, продолжает жить, развиваться, надеяться на будущее. С Келлоном происходит нечто подобное. И он принимает решение, о котором может впоследствии сильно пожалеть. Он не может смотреть, как из гибели родины всего человечества делают шоу, опошляя этот момент. В свете всего вышенаписанного очень сильно звучит последняя фраза произведения: "
Да, я рад, что, в конце концов, хоть один человек во Вселенной действительно оплакивает гибель Земли."

- роман "Элеанор Олифант в полном порядке", Гейл Ханимен. Начинается, как комедия о женщине-фрике, которая считает себя нормальной, а мир вокруг не таким, каким он должен был бы быть. Но потом быстро понимаешь, что здесь трагедия. И то, что дальше описывается в книге, очень тяжело. Но, есть в ней Рэймонд. И он есть у Элеанор. Если бы не он, то всё могло бы закончится совсем не так. Поэтому спасибо таким романтикам, как Рэймонд, ищущих в этой жизни настоящее, искреннее, несущих какой-то особый свет и тепло другим, неравнодушным и сочувствующим, умеющим увидеть внутреннее состояние человека, почувствовать чужое настроение, за то, что они существуют. А Гейл Ханимен спасибо за эту книгу.

- роман «Последние дни Нового Парижа», Чайна Мьевиль. Он нем тут уже рассказывала.

- роман "Нон Лон Дон", Чайна Мьевиль . Чудесную сказку создал Мьевиль. Из того явления, что представляет собой лондонский смог, он создал настоящее чудовище. И перенес его в Нон Лон Дон. Это такое место, которое можно было бы назвать изнанкой реального города. То, куда попадает всё то, что у нас здесь выбрасывается. И обретает новую жизнь. Неодушевленное становится одушевленным. И обретает новую жизнь и новый мир. Но мир тот, словно проекция реальности. Только там всё искажается. И приобретает смысл.
Мне безумно понравилось, как всё тут перевернулось. Как выяснилось, что судьба - это всего лишь предположения, а как оно будет на самом деле, зависит от людей. Этот изящный ход с избранностью! Это прекрасное расставление точек над "е", когда плюют на классический квест с последовательно выполняемыми действиями по совершениям подвигов и добыванием артефактов для победы над злодеем, а сразу идут непосредственно к конечной цели. И это чудесное озарение насчет того, что избранные из пророчеств не всегда соответствуют написанному. Знаете, это как в тех романах, где все прославляют какого-нибудь храброго рыцаря и верят в его избранность, а на самом деле настоящим героем становится его оруженосец.
То, что тут придумал и нарисовал Мьевиль и чудесно, и жутковато одновременно. Его Нон Лон Дон одновременно и странен, и страшен, и невозможно привлекателен. Если честно, то ожидала опять какой-то мусорной эстетики в жутких тонах, а получилось всё несколько не так. Хотя и тут он не изменил этой своей фишке. Но здесь это несколько иначе. Эта его изнанка получилась реально красивой. И очень щедрой на сюрпризы.

- роман "Крампус", Джеральд Бром. О нем писала здесь.

- роман "Господин Зима", Терри Пратчетт. Подарок от великого Терри для подростков - его последний цикл "Тиффани Болен", который отпочковался от цикла про ведьм. Писала о книге в обзоре цикла.

- роман "Проклятый горн", Алексей Пехов. Офигенное заключение цикла "Страж". Жестокая часть. Самая темная из всех. И нелюди, и люди показаны "во всей красе" на пороге конца всего. А на континент, как и предупреждал наш старый знакомый колдун Вальтер, всё-таки прорвался юстирский пот и сеет смерть по всем городам и весям. Ад будто бы уже пришел на землю, но Черный кузнец готовит нечто иное... Но и походу движения к концовке будут и стычки, и настоящие сражения, даже в ад придется заглянуть. А напоследок Пехов приготовил настоящий эпический поединок. Можно придраться и понудеть, что это какой-то рояль в кустах напоминает, но не хочется. Да и рояль шикарный, как ни крути!

Такое вот. Было много интересного. Но запомнились эти. Они выделяются.

Всех с Новым годом! Хороших книг и хорошего настроения в новом году! Пусть мечты сбываются.)

А здесь лучшие книги 2019 по жанрам. И снова лучшие для меня.)) Но у меня неплохой вкус!))

Из рубрики "Мои Топы".