2019 оказался очень рыбным годом на годный метал, возможно потому, что нумерология летоисчисления подстегнула большую массу музыкальных эго выдать что-нибудь эдакое под занавес интересной декады. О лучших альбомах утекающих сквозь пальцы 2010-х мы выдадим своё мнение сразу после победы над пост-праздничными вертолётами, а пока подытожим услышанное и проанализированное за последние 358 дней и ночей.
Но прежде чем приступить, отметим 2 вещи. Во-первых. даже если бы умели обходиться вообще без сна и еды, замедлять время и сутками концентрироваться на одном только прослушивании музыки, то не смогли ознакомиться даже с половиной интересующего материала. Таковы суровые реалии жизни в эпоху контент-шока. Поэтому просто огроменной части музыки, в том числе и вашей любимой, в нашем радиусе восприятия не оказалось. Проще говоря, пишем о том, что успели заценить. Во-вторых, список ограничен безудержной вкусовщиной, где предпочтения всегда отдаются андеграундным продуктам и материалам, на на субъективный взгляд, способным обозначить дух времени и повлиять на дальнейшее развитие музыки. Итак, погнали.
5 место: Сerebral Rot «Odious Descent Into Decay»
Молодой проект из Сиэтла выдал самый интересный дэт-метал альбом года. Олдскульный клинический грув Carcass здесь подаётся на средних скоростях, очень уверенно и на собственном саунде. Альбом слушается на одном дыхании, он интересный, чем и выделяется из массы горовых команд, ну а вокальная подача Айэна Шваба, без сомнений, является тянет на звание гёргл-гроул года.
4 место: Véhémence «Par Le Sang Versé»
Французы знают толк в своём Средневековье, и, пока жители больших городов практикуют либерализм, всё больше напоминающий подпиливание сука под собственной пятой точкой, ребята из глубинки массово топят в обратную сторону. Véhémence – проект с запада Франции, рубящий, по собственному убеждению, медивал блэк, а по сути – просто оголтелый блэк-метал про стародавние времена, где история их земли скорее перец, чем соль музыки. Но тем круче в ней звучат проскакивающие тут и там фольклорные искры, сыгранные на аутентичных инструментах, кинематографичные интерлюдии и всевозможная атмосферная бесовщина, призванная воссоздать настроения Тёмных Веков. Альбом «Par Le Sang Versé» – пример богатейшей композиторской работы, в которой блестящие идеи бьют неиссякаемым ключом.
3 место: Esoteric «A Pyrrhic Existence»
Дум/дэт альбомы такого уровня появляются на свет достаточно редко – раз в несколько лет. В случае с Esoteric – раз в 8 лет. И если вы готовы к серьёзному погружению в тёмные лабиринты неустойчивых психоэмоциальных состояний, то «A Pyrrhic Existence» – лучший опыт в своё роде. Подробнее о работе мы писали здесь.
2 место: Blut Aus Nord «Hallucinogen»
Несмотря на обилие сильных дэтовых и трад-метал альбомов, мы отдаём серебро французским ветеранам блэк-метала, представившим самый интересный эксперимент за всю свою 25-летнюю историю. Упаковав трепетную любовь к Pink Floyd и психоделикам в форму кристально-чистого, объёмного пост-блэка, Виндсвал и компания снова сумели сказать новое слово в чёрном метале, сами того не желая. Подробнее в обзоре.
Альбом года: Departure Chandelier «Antichrist Rise To Power»
Без сомнения, на этом месте вы хотели бы увидеть кого-то другого. «Кто это, что это вообще такое?» – спросите вы, если вообще спросите. Departure Chandelier – это в высшей степени обскурный поп-ап проект, собранный участниками известных в блэк-метал андеграунде юнитов Akitsa и Ash Pool. Лично у меня существует очень большое подозрение, что один из них – это Доминик Ферноу, культовый электронный шейпшифтер из Нью-Йорка, управляющий доброй дюжиной проектов, в том числе Prurient и Vatican Shadow.
В лучших традициях чёрного подполья, Departure Chandelier остаются группой-загадкой: три участника, три псевдонима, нет лиц и минимум деталей. Они выпустили многообещающее демо в 2011 году, после чего исчезли на 6 лет до сплита с Blood Tyrant в 2017 и, наконец, разжились полноформатной работой в 2019. И история её создания достойна отдельного упоминания. «Antichrist Rise To Power» был записан в 2010 году в маленькой подземной каморке позади Marble Cemetery – старейшего кладбища в Нью-Йорке, основанного в 1831 году – и весьма иронично, что лучший блэк-метал альбом конца декады был записан в самом её начале. Похоже, что Departure Chandelier записали весь свой материал в короткий промежуток времени где-то 10-11 лет назад, дали «настояться» и теперь выпускают его порционно, в то время как сам проект уже давно является призраком давно несуществующей группы.
Но, вернёмся к 1831 году: это 10 лет после кончины Наполеона Бонапарта, изображённой на обложке альбома. Да, Departure Chandelier – блэк-метал проект, всецело посвящённый биографии первого императора Франции, которого музыканты именуют не иначе, как Антихрист. Столь неординарный концепт удивительным образом усиливает музыку трио, представляющий сырой катакомбный блэк-метал с прямой отсылкой к французскому андеграунду, нарочитая низкобюджетность которого подобна благородной плесени, усиливающей вкус сомнительного на вид ферментированного продукта. Клавишные партии (звучащие по канонам данжен-синта) играют здесь важнейшую роль, разворачивая проникновенные и полные пафоса мелодии поверх грязнущей гитары, ухающих барабанов и характерного для жанра вокала (определенно принадлежащего O.T. из Akitsa) – альбом звучит сыро, но имеет удивительную глубину как по форме, так и по содержанию, оказывая неординарное воздействие на внимательно слушающего. Любите блэк-метал без косметики – этот альбом для вас.
В десятку самых прослушиваемых альбомов года также попали:
– Alcest «Spiritual Instinct»: возвращение к корням французских блэк-гейзеров, имеющих необыкновенный талант к созданию проникновенных мелодий;
– Idle Hands «Mana»: трад-метал ренегаты с своим романтичным и натянутым как нерв готик-металом нового десятилетия;
– Vultures Vengeance «The Knightlore»: итальянский эпический хэви-метал, проходящий на демо-запись конца 80-х, в удивительную атмосферу которого проваливаешься как в новое увлекательное фэнтази;
– Blood Incantation «The Hidden History of Human Race»: заслуживающий всей шумихи монумент олдскульному дэту, прогрессив-металу и науч-попу, созданный с потрясающим вкусом и самоотдачей;
– Cân Bardd «The Last Rain»: Удивительно сильный, и целостный в своём разнообразии альбом швейцарского проекта, поднимающий эпик-блэк на уровень метал-блокбастера.
И, для самых стойких, самые острые осколки настроения года в нашем праздничном плейлисте: