Начинался год под совсем пессимистическим настроем. Было понятно, что ни слушать, ни видеть наш Минздрав не способен из-за полного отсутствия органа интерпретации аудио-визуальной информации. Только в больном уме могла появится мысль о том, что наше здравоохранение копирует кто-то. Систему Семашко скопировало немало стран (например, Великобритания с доминионами), но это было давно и мы пошли своим глубоко порочным путем. Не при Скворцовой - это правда - но как-то удавалось держаться на плаву. При нынешнем руководстве очевиден крах всего, что призвано облегчать участь больных.
Из находок последних лет (тут без Рошаля не обошлось) - отмена обязательного последипломного образования. Сколько копий ломали - мало года-двух в интернатуре и ординатуре, нужно лет 5, чтобы студент стал врачом. Ведь сегодня студент-медик учится на манекенах, его задача сдать некие экзамены на них. Как школьнику - сдать ЕГЭ. Теперь выбито из жизни уже несколько поколений - они никогда не станут нормальными докторами. А это - между прочим - десятки тысяч молодых людей, которых лишили будущего.
С последипломным образованием полный крах. Заставили всех врачей собирать какие-то баллы под названием НМО. В конце года хам министра наконец призна очевидный факт: вся система такого бального обучения вне закона. И те, кто что-то там набрал, оказались у разбитого корыта. Да и сайт, где все это копилось внезапно закрылся. Теперь каждый, кому это интересно должен сам куда-то перенести свои личные данные. Очередная бессмысленная гонка с препятствиями, очередное оболванивание взрослых людей.
Подстегивание врачей уголовным преследованием - действенная мера. Судебный кнут привел уже к отказы врачей от выполнения рискованных диагностических и лечебных операций. А зачем? Больной все равно не узнает, но у врача не возникает ответственность. Не профессиональная - это было бы нормально - уголовная. В какой-то момент показалось, что этого стало меньше, но потом накатила новая волна следствий и судов, да и старая пока не спала. Сидит доктор Сушкевич дома под арестом, без зарплаты и дела (а она вообще-то реаниматолог), есть-то семье нечего. Это называется "пресечение". Или сечение не виновных лиц (а пока суда не было - иное не предполагается). И больные без врача...
Исчезновение из страны лекарств - какой-то чудовищный анекдот. И мне безразличны объяснения этому, что мол Минздрав как-то извращенно стал регулировать цены. В этой ситуации не одна причина, а целый комплекс причин. Не буду вдаваться в подробности - все уже обсуждалось (сначала регистрация, ценообразование, импортзамещение с отказом от патентной защиты, маркировка, госзакупки и др.). Главный итог - исход лекарств. Вернуть их почти невозможно. Без лечения - самое страшное - оставлены онкологические больные. У них теперь нет шансов выжить. Столько лекарств контрабандой не завезти. Ну хоть после череды скандалов с матерями, таскавшими окольными путями сильнодействующие лекарства для своих детей, приняли в конце года закон, несколько упрощающий данную процедуру. Но закон - не правила, а их теперь будут делать год-другой. Пока все останется как есть. Хотя тут делов на два дня бумаготворчества.
Продолжается разрушение больниц. В принципе многие райбольницы надо закрыть из-за бессмысленности их существования в том виде, в котором они есть. Но прежде - создать крупные опорные стационары из расчета одна клиника на 100-200 тысяч населения, наладить работу врачей общей практики на базе закрывающихся ЦРБ, поручив им выполнение небольших амбулаторных операций, централизовать лабораторную службу, обеспечить перевозки людей от мест проживания до больниц с расширенными диагностическими возможностями. Да хоть и на такси - только оплачивайте. И да - ликвидировать ФАПы - эту пародию на медицинскую помощь, пришедшую к нам из "глубины веков". Вместо ФАПов нормой должны стать телемедицинские терминалы в каждом - не зависимо от числа живущих - соединенные с врачами общей практики. И обслуживать их должны жители без медицинского образования - парамедики. Все это уже работает сегодня, это - не фантазии.
Надо избавиться от груза ОМС. Это система воровства и коррупции. Как? Да передать финансирование государственных программ медицинской помощи в одни руки. Исполнять эти программы могут и частные клиники, но работающие в равных условиях с государственными. И врачи общей практики должны быть не государственными рабами, а самостоятельными юридическими лицами. Без всяких дурацких времени приема в 12 минут, времени доезда, нормативов нагрузки. Сами решат, кого и сколько набирать себе в помощники. Главное - выполнять KPI не по числу диспансеризаций или прививок, а по показателям здоровья и смертности. Тогда система задышит вновь. Опыт-то есть вполне удачный, например, в Пермском крае.
Возвращаясь к лекарственному обеспечению; В конце года впервые мы с нашей командой просчитали - сколько надо основных лекарств и сколько надо денег, чтобы обеспечить приличный доступ к основным лекарствам для всех. Как во всех цивилизованных странах. Вывод жуткий: денег сегодняшних достаточно. А где лекарства? - а воруют по дороге. И прочие удовольствия, связанные с нашим безумным законодательством: где-то пусто, но передать оттуда, где густо - низ-зя.
Думаю, не выдам тайны, сказав, что в Госдуме создан экспертный совет по здравоохранению. При фракции КПРФ. Единственной, кто систематически занимается здравоохранением. Во главе со мной. Мы приступили к написанию кодекса Национальной системы здравоохранения. Работа большая, но многое уже сделано за предшествующие годы. Без Кодекса мы так и будем тыкаться из стороны в стороны в поисках соска, который нас "спасет". Не спасет. Это наше дело, дело профессионалов, а не тупых продажных чиновников. Им придется рано или поздно указать на выход.
Мой отец, академик А.И.Воробьев, любил повторять "нельзя стучаться в отсутствующую дверь". Это - правда. Будем прорубать хотя бы окно, чтобы влезть в эту сплоченную стену тупизма и непонимания. Пусть даже окно Овертона.
Источник: Павел Воробьев