Здравствуйте!
Самой известной и передовой для своего времени в античном мире была египетская медицина, методы и приемы которой переняли и развили греки, а в последствии и римляне.
Однако попытки человека исцелиться от болезни существуют столько же, сколько само человечество.
Нам конечно, ничего неизвестно (и никогда не будет известно) о медицине доисторических времен, по причине банального отсутствия источников информации об этом.
Однако о медицине шумеров, которые являются первой известной человечеству культурой, изобретшей письменность, у историков и археологов имеется довольно много информации.
И сегодня я вам расскажу о том, что же поведали ученым глиняные клинописные дощечки, обретшие голос после тысячелетий немоты.
В древней Месопотамии боги пронизывали каждый аспект повседневной жизни, и это, конечно же, распространялось и на здравоохранение.
Богиня Гула (также известная как Нинкаррак и Нинсинна) председательствовала на заседаниях по вопросам здоровья и исцеления при содействии своего супруга Пабилсага (который также был божественным судьей), ее сыновей Даму и Ниназу и дочери Гунурры.
Гула была главным божеством исцеления и здоровья и была известна как "великий врач черноголовых" (так называли сами себя шумеры).
Тем не менее, жезл с обвившимися вокруг него змеями, что сегодня является отличительным знаком медицинской профессии, возник не с ее почитанием, а с культом ее сына, Ниназу, который был связан со змеями, подземным миром и исцелением.
Имя Ниназу означает "Господин Целитель", и он был управляющим подземного мира.
Надписи дают различную информацию о том, был ли он сыном Гулы или Эрешкигаль, но единообразны в их представлении о Ниназу и его змеях, связанных со здоровьем и исцелением (продолжением земной жизни), так же как он был частью смерти и умирания (и следовавшей за этим загробной жизни).
Змея символизировала регенерацию и трансформацию, так как она сбрасывает кожу.
Ниназу был связан со змеями, потому что он помогал людям перейти в загробную жизнь или позволял им оправиться от того, что их беспокоило.
Врачи в Месопотамии были просто агентами, через которых эти божества работали для поддержания здоровья народа Месопотамии.
Медицина и боги
Главной функцией врача тогда, как и сейчас, было исцеление людей от болезней и поддержание их в хорошем состоянии здоровья.
Первым шагом в лечении больного человека было диагностирование причины болезни (как и сегодня), и эта причина всегда приписывалась греху, который пациент совершил, сознательно или неосознанно.
Ученый Жан Боттеро пишет: "Любое нарушение какой бы то ни было нормы - неминуемый "запрет", обычные императивы, неявные предписания закона или явные указания властей - становилось выступлением против господства богов, "преступлением" против них, "грехом".
И поскольку государи наказывают все, что бросает вызов их власти, теперь дело за богами, чтобы подавить такую нечестивость подходящими наказаниями.
Эти наказания были болезнью и несчастьями в жизни, вызванными не "демонами" по прихоти [как считалось учеными ранее], а именно приказами богов."
Однако месопотамцы создали своих богов по образцу самих себя и своих общин, и так же, как и царь мог избрать помилование за свои обиды, так и боги.
Для этого страдающий человек должен был просто исповедать свой грех и пройти соответствующее лечение, чтобы удалить руку демона, посланного богами, чтобы наказать пациента.
Болезнь, на самом деле, часто называли "чьей-то рукой...", как в выражении "Пациента касается рука бога Шамаша" или "Рука демона Ламашту на ней" или рука того или иного несчастного призрака.
Какая бы болезнь ни была у пациента, и какое бы ни было окончательное лечение, диагноз всегда ссылался на волю богов и их вмешательство в человеческие дела.
Таким образом, болезнь приравнивалась к греху, и для излечения от этой болезни требовалась некоторая форма исповедания этого греха, признание того, что человек совершил ошибку, и подтверждение того, что в будущем будет поступать правильно.